Льюис Биггс: «Искусство не значит ничего, пока в него не вовлечены люди»
20 лет назад, когда массовый зритель смотрел на современное искусство в духе «мой ребенок нарисует лучше», независимый куратор Льюис Биггс основал в Ливерпуле первую биеннале современного искусства. В 90-е он занимал должность директора галереи Тейт Ливерпуль, а сейчас специализируется на организации общественных пространств. В интервью Design Mate Биггс рассказал о том, что такое урбанистика, как современное искусство учит смотреть в будущее, чем оно похоже на футбол и что нужно, чтобы сделать наши города лучше.
Как объяснить, что такое урбанизм, миллениалу?
Урбанизм – это отношения между городской средой и поведением людей. С одной стороны, урбанизм – это результат действий людей в прошлом, а с другой, – урбанизм непосредственным образом влияет на то, как люди будут действовать в будущем. Это взаимодействие между тем, как люди думают, что они делают и о чем мечтают, и городской средой, в которой они живут.
Например, в Англии за последние 30-40 лет исчезли многие общественные пространства. Они стали закрытыми, частными, и это наложило отпечаток на поведение людей, изменило их привычки. Люди стали более замкнутыми и недоверчивыми.
Как меняется городская среда и что нужно, чтобы сделать наши города лучше?
За последние полвека городская среда во всем мире действительно очень сильно изменилась, и не в лучшую сторону. Мы строим города слишком быстро: новые небоскребы огромными махинами вырастают из-под земли. Все это происходит без какого-то внимания к человеческим потребностям и привычкам – людям приходится приспосабливаться к той среде, в которой они теперь живут.
Посмотрите на то, как устроены города в Восточной Азии – это шокирующий опыт.
Тейт Ливерпуль
Может быть, дизайн и искусство как раз и смогут изменить эту тенденцию?
Безусловно, но мы должны понимать, что это очень длительный процесс, который может занять не один десяток лет. Сначала нам нужно изменить мировоззрение людей, и с сделать это можно, в том числе, с помощью искусства. Художники осознают, что искусство ничего не значит до тех пор, пока в него не вовлечены люди, это очень важно. Соберите вместе архитекторов, инженеров, членов местного правительства и других людей, которые непосредственным образом влияют на устройство города, и они не придут к общему мнению. Они не понимают, что это не борьба профессий, и рассматривают город с точки зрения конкретных специальностей, а не с точки зрения человека, который будет в этом городе жить.
Другое дело – художники. У них есть то, чего нет ни у одного даже самого выдающегося специалиста по правовым нормам или инженерным коммуникациям, – воображение. Художники видят пространство целиком, а не с точки зрения только какой-то одной дисциплины. И хотя планировщики городских пространств зачастую не считают художника «специалистом», только он в состоянии предложить комфортные способы взаимодействия человека с городской средой.
Какую роль искусство играет в планировании городской среды?
Искусство – это всегда публичное действие, и общественное понимание искусства – тоже. Мы можем выставлять живописные полотна в приватных местах, и они станут публичными. Искусство вообще не должно быть ограничено стенами музея – мы должны выставлять его в городской среде. Это изменит образ городов.
Вы были основателем Ливерпульской биеннале. Как это воспринял город, люди всегда готовы к вмешательству в их жизнь искусства?
Вообще, организовать биеннале в городе, где никогда о таком формате не слышали, непросто (биеннале была организована в 1998 году – прим. ред.). Сначала нужно объяснить, что это вообще такое. Кроме того, биеннале – это событие международного масштаба, и нам нужно было трансформировать Ливерпуль как локальный бренд в международный (конечно, Ливерпуль уже был к тому времени международным брендом, но исключительно с точки зрения футбола). И наконец, биеннале – это современное искусство, а люди на тот момент в большинстве своем довольно смутно представляли, что это такое.
Конечно, я не говорю вообще обо всех людях: годом ранее открылся Тейт Ливерпуль, и нас очень поддерживали местные бизнесмены, среди которых были и те, кто пытался продавать современное искусство. Они страшно обрадовались, когда узнали, что мы будем заниматься продвижением актуальных художников. Вместе с тем, даже те, кто ничего толком в современном искусстве не понимал, ощутили на себе его влияние. Я знаю, что город с тех пор сильно изменился, люди начали думать о будущем.
Я думаю, что введение в городскую жизнь современного искусства – это первый шаг к тому, чтобы начать смотреть вперед.
Ливерпульская биеннале, 2018
Ливерпуль действительно ассоциируется, в первую очередь, с футболом. Или уже нет?
Сегодня современное искусство в Ливерпуле очень популярно, и можно сказать, что мы справились с задачей. Я хорошо понимаю футбольных болельщиков: во время захватывающего матча зрители испытывают очень сильные эмоции, фантастические – вот почему все так любят футбол. Организовывая биеннале, мы хотели, чтобы люди, смотря на искусство, испытывали те же эмоции – неописуемый восторг.
Вы упомянули о том, что урбанистика – это работа сообща. Почему мультидисциплинарный подход важен и в дизайне?
Потому что это сотрудничество. Когда люди с разными навыками работают над одним проектом, они концентрируются на разных задачах и видят объект с разных сторон. На выходе мы получаем продукт, более дружественный к пользователю, нежели тот, что был разработан в одиночку. Заниматься сразу несколькими дисциплинами одному человеку трудно, это можно делать только в команде.
Назовите успешные урбанистические проекты, реализованные за последнее время.
Культурный парк Tiuna el Fuerte в Каракасе (Венесуэла), социальный проект, посвященный проблеме изнасилований в темное время суток на неосвещенной улице, Blank Noise в Нью-Дели (Индия), проект, посвященный проблеме утилизации мусора, Pimp My Carroça в Сан-Паулу (Бразилия), проект по созданию навигационных табличек The People’s Guidebook To Folkestone в Фолкстоне (Великобритания), арт-объект Turning the Place Over в Ливерпуле.
«Turning the Place Over» в Ливерпуле
Какими вы видите города будущего?
Увы, мой взгляд на будущее довольно депрессивен. Я не хочу казаться мистиком, который делает необоснованные прогнозы, но достаточно оглянуться вокруг, чтобы заметить целый ряд негативных тенденций. Посмотрите на громадную пропасть между богатыми и бедными – в будущем она будет только увеличиваться. Я вижу устройство городов будущего как отдельные комфортабельные и высокотехнологичные зоны для богатых, огражденные высокой стеной от бедных, – все, как показывают нам в антиутопиях.
Второе – виртуальная реальность. В будущем все большая часть наших жизней будет становиться виртуальной: виртуальные друзья, виртуальная работа… Вместо того, чтобы решать проблемы в реальном мире, человек будет уходить в виртуальный, где все эти проблемы уже решены.
Вы не рассматриваете технический прогресс как позитивное явление?
Безусловно, виртуальная реальность может быть благом, но важно понимать, для чего ты ее используешь. Технологии всегда были позитивным или негативным явлением в зависимости от того, в чьи руки они попадали. Вспомните, например, атомную бомбу. Это ведь тоже прогресс.
С точки зрения городской среды, что для вас самое важное в городе?
Ощущение истории и мощная география – это самое важное. Москва, например, именно такая. Я очень счастлив, что застал такое прекрасное время – московскую зиму.
Благодарим за помощь в организации интервью Британский Совет.