Ria Keburia Foundation: «Сейчас мы на пути создания сильной коллекции грузинских художников»
Рия Кебурия пришла в арт-сферу несколько лет назад, и сегодня ее одноименный фонд продвигает инициативы для всестороннего развития грузинского искусства. Недавно команда представила выставку Unfolding междисциплинарной художницы Лидии Руссковой-Хасая: она позволяет зрителю замедлиться и заново открыть возможности восприятия. В интервью Design Mate Рия рассказала об идее создания фонда, самобытности кавказских авторов и ярких именах, а Лидия поделилась концепцией нового проекта и фокусом своих исследований.
Рия, ты пришла в арт-индустрию из мира моды. Чем на тот момент тебя увлекла сфера искусства?
Да, это был полный переход от «тела» к искусству. Я пережила несколько этапов, включая увлечения авангардной и перформативной модой, создание галереи, и, наконец, пришла к развитию того самого фундамента, который объединил все творческие силы под одной крышей. За это время перемен я познакомилась со многими крупными художниками – например, Андреем Бартеневым, Романом Ермаковым, Утой Бекайя – и окунулась в волшебный мир художественных перформансов. Это были такие знакомства, которые заставили меня задуматься о крупном культурном учреждении — Ria Keburia Foundation.
Если бы я не пережила всех этих трансформаций, я бы не пришла в арт-индустрию. Так что все, что ни происходит, — к лучшему.
Работы Уты Бекайя Sacred Creatures
С чего начинался твой фонд поддержки современного искусства? Как ты пришла именно к такому формату?
Идея возникла из самых базовых знаний об искусстве. В Лондоне я получила магистерскую степень по направлению арт-бизнеса в Sotheby’s Institute of Arts. По окончании идея фонда стала мне ближе: я хотела создать именно некоммерческую организацию, поскольку сама я очень далека от коммерции. Это просто не близко моему характеру. Мне очень хотелось сделать что-то ценное и нужное для грузинских художников — в широком смысле этого слова. Хотелось понять их потребности. В какой-то момент я почувствовала себя ответственной за то, что создаю и развиваю.
Сегодня фонд работает сразу в нескольких направлениях поддержки молодых авторов. Какое из них оказались особенно успешным и почему?
В настоящее время фонд реализует несколько направлений, включая поддержку локальных и зарубежных художников путем приглашения их к участию в различных инициативах; создание образовательной платформы для начинающих художников, предоставляя им участие в арт-резиденции; проведение международного опен-колла для открытия новых авторов и многое другое.
Наиболее успешными проектами, конечно, стали выставки с «большими» художниками — например, Федорой Акимовой с ее украинским дебютом. Из наиболее крупных проектов хотелось бы отметить персональную выставку. Также я уделяю большое внимание грантам. Artists at Risk и Artists at Exile — программы, направленные на поддержку художников, пострадавших из-за конфликта. У нас была возможность познакомиться с ними и организовать их выставку, которая длилась в течение двух месяцев. Это был очень важный, увлекательный и, если можно сказать, «добрый» опыт для нас.
Проект Федоры Акимовой Гомiн
Одна из целей фонда — обратить внимание международного сообщества на локальных авторов. Как тебе кажется, что в первую очередь привлекает зарубежных коллекционеров и экспертов в творчестве местных художников?
Да, наша главная миссия — развивать грузинское искусство, оказывать влияние на местную арт-индустрию, а также построить мосты между грузинскими и зарубежными художниками.
Конечно, арт-резиденции в основном популярны среди зарубежных авторов: им интересно исследовать новые культуры, контексты, проникнуться традициями.
Если говорить про иностранных коллекционеров, они в первую очередь обращают внимание на цвета, выражения лиц, жесты, современные техники, грузинский примитивизм — ищут искусство с сильным энергетическим потоком. Нам важно представить им большую художественную базу, интересный контент, чтобы смотивировать их приехать в Грузию и познакомиться с грузинским искусством на грузинской земле. Сейчас мы на пути создания сильной коллекции грузинских художников, которая станет не только главным наследием деятельности фонда, но и точкой притяжения для международного сообщества.
Что еще отличает креаторов из Грузии и других кавказских регионов? Есть ли какой-то культурный код или яркие черты, заметные в их творчестве?
Трудно сказать. Новое время связано с различными средами высказываниями. Мы стремимся собрать сильных художников со стабильным подходом к их творческим процессам. Все-таки современное искусство далеко от традиционного.
Как вы отбираете художников? На что обращаете внимание больше всего?
Мы всегда ищем новые имена: в социальных сетях, с помощью различных программ и открытых звонков. Лично для меня это всегда про энергию и видение. Техники могут быть менее интересными, но энергия творчества всегда корректирует восприятие.
Арт-резиденция Ria Keburia Foundation, Грузия, 2022. Фото: Марина Колдобская
Недавно вы запустили онлайн-платформу RiaBid. Расскажи, как она работает и какая у нее цель?
RiaBid — это цифровой хаб для всех. Изначально мы запустили сайт, чтобы собрать грузинские таланты в одном месте. Сегодня он из волонтерской платформы превратился в более серьезное и продуманное пространство для коллекционеров, галерей и любителей искусства. Параллельно у нас есть офис в центре Тбилиси, где мы проводим встречи, общаемся с коллекционерами, расширяем базу art lovers. Так называемая selling machine работает на благотворительность. Продажи RiaBid напрямую связаны с фондом: средства идут в основном художникам, некоторая часть покрывает наши образовательные программы, а также международные резиденции для грузинских авторов.
У нас большой список, за которым нужно следить. Последние выставки, которые мы организовали, были связаны с такими именами, как Софо Мамаладзе, Гела Микава, Торнике Робакидзе и Нина Ахобадзе.
Какие направления в современном искусстве проявят себя особенно ярко в ближайшее время?
NFT — это новое будущее для всех.
Лидия Русскова-Хасая с проектом Unfolding
Лидия, расскажи немного о своем бэкграунде и новой выставке.
Я родилась и выросла в России, но каждый год ездила к бабушке и дедушке в Грузию, закончила школу и училась университете в Нью-Йорке. То, что я в довольно в раннем возрасте переехала в США, оказало большое влияние на мою художественную практику; на то, какие художественные средства, инструменты я использую и как выстраиваю диалог со зрителем.
С одной стороны, мне интересна тема взаимоотношений человека с высокотехнологичным миром, перенасыщенным информацией; рационализации распределения ресурсов и достижения равенства; а с другой — как сохранить контакт с собой.
В проекте Unfolding я и моя команда хотели дать возможность зрителю на какое-то время выйти из информационного контекста, воссоединиться с собой. Выставка объединила серию видеоработ Cleansing, саунд-арт и тотальную инсталляцию.
Фото: Михаил Макаренко
Центральная работа экспозиции — это тотальная инсталляция The Chamber, расположенная в отдельной комнате (своего рода white cube), заходя в которую зритель оказывается окруженным небом сверху, снизу, вокруг. Там он может провести время, лежать, сидеть, побыть наедине с собой, помечтать. Мне рассказывали, как у некоторых посетителей начинала кружиться голова в этой комнате.
Как вы познакомились с фондом?
Галерея Surface Lab Art, с которой я работаю, поддержала идею реализации проекта за рубежом. Показать свое искусства в Грузии всегда было одной из моих целей. О фонде я знаю давно, буквально с его основания — наблюдаю за его ростом и успехами. Когда куратор проекта показала Рие мое портфолио и ей понравился проект, мы оперативно начали подготовку.
Почему этот проект стал особенным для тебя?
Это мой первый сольный проект такого масштаба. С 2019 года я занимаюсь исследованиям «неба», собираю материалы из разных точек мира. А видеосерию Cleansing я начала снимать еще в 2018 году. В каком-то смысле этот проект — результат многолетней работы, сбора материалов, документации. Unfolding — начало нового этапа моей практики. И, конечно, для меня особенно важно, что он реализован в Грузии, моем втором доме.
Портрет на обложке предоставлен Рией Кебурия.