Степан Бугаев: «Дизайнерам прежде всего важно понимать, что они работают в сфере услуг»
За более чем 10 лет в индустрии Степану Бугаеву – основателю студии «Точка дизайна» – удалось выстроить понятные и работающие бизнес-процессы, собрать большую команду профессионалов и реализовать проекты премиум-интерьеров для многих известных людей. Хотя он во всем придерживается строго предпринимательского подхода, в его коллективе точно есть место творчеству, а в созданных студией пространствах — ярким решениям и ироничным деталям. Редакция Design Mate узнала у Степана, как сохранять баланс между бизнесом и креативом, за какие проекты он точно не возьмется и как выглядит портрет успешного на рынке дизайнера.
Степан, вы не раз говорили, что в большей степени считаете себя предпринимателем, нежели дизайнером. Так было всегда?
Такой подход к своей деятельности у меня сформировался с первых дней практики. В работе с клиентами есть много разных аспектов, и создание красивого дизайна — далеко не единственный из них. Нужно уметь хорошо оказывать сервисную услугу, быть внимательным и коммерчески успешным. Я знаю большое количество дизайнеров, которые во имя идеи или классного проекта действуют не в интересах себя и своей команды. Хватаются за что-то, не думая о коммерческой выгоде. Другая крайность — когда специалисты завышают цены на свои услуги и не понимают, почему у них нет клиентов. В какой-то момент я понял, что хочу отличаться от коллег по цеху, и решил сделать ставку на технологии, бизнес-процессы, сервис, качество оказанных услуг и работу команды. Это уже не дизайнерские скиллы, а предпринимательские.
Как в такой парадигме вы сохраняете баланс между бизнес-составляющей и творчеством?
Это действительно сложно, потому что перекосы в одну или другую плоскость очень заметны. В какой-то момент я почувствовал, что мы сосредоточились исключительно на скорости, и наши проекты получались неинтересными, одинаковыми и банальными.
Когда перегибаешь палку и превращаешь работу в конвейер, креатив просто не успевает проявляться.
По первому образованию я математик, поэтому мне всегда проще разложить процесс на четкие сегменты. Чтобы найти баланс, я использую нежесткую структуру. Например, я понимаю, сколько времени занимает разработка дизайн-проекта, и знаю, из каких этапов он состоит, то есть понимаю набор результатов. Это жесткая структура, но внутри нее можно действовать свободно. У нас в студии есть определенные стандарты работы, но то, каким образом специалист достигнет результата, регламентировано слабо. Для меня важен этот ориентир, стержень, благодаря которому ты понимаешь, что все еще находишься в общем потоке. И, конечно, баланс помогает сохранять конкуренция. Работа в большой команде, в Москве, с премиальными клиентами, под прицелом крутых специалистов — это большой вызов.
Почему вы решили сфокусироваться в своей работе именно на премиум-сегменте?
Это отражение того, как мы себя ощущаем. Мы считаем себя высокоинтеллектуальными и классными ребятами, поэтому нам хочется работать с такими клиентами, масштаб личности которых соответствует нашим амбициям. К тому же в премиум-сегменте больше возможностей для реализации наших дизайнерских предпочтений. Мы регулярно посещаем выставки, следим за тем, как устроена индустрия на самом высоком уровне. Команда лично знакома с большинством фабрик, и премиальные проекты позволяют превратить это «увлечение» в образ жизни.
Но при этом у вас есть проект с кардинально другой направленностью — созданием тиражных интерьеров для застройщиков.
Да, и это объясняется прежде всего тем, что я как предприниматель стремлюсь к диверсификации своей деятельности. А еще у меня есть романтичная идея: я хочу, чтобы хороший дизайн был доступен каждому. Работа с застройщиками — очень большая часть дохода нашей компании. Мы работаем практически с каждым девелопером Москвы и делаем больше, чем просто дизайн: всю рабочую документацию, авторское сопровождение и так далее.
Приятно и гордо осознавать, что несколько десятков домов в Москве построены с применением наших проектов и технологий.
Сегодня застройщики являются основным двигателем индустрии, центром сосредоточения денег, экспертизы и стиля. Конкуренция настолько высокая, что они хотят выделяться креативом. Главное — уметь его донести, что в случае с компаниями и бизнесом оказывается сложнее, чем с частными клиентами.
У вас большая команда — более 100 сотрудников. Сейчас вы выступаете уже скорее в роли руководителя и наставника для своих коллег?
В бизнесе я «играющий тренер». Мне нравится сравнивать себя с вожаком, который идет вперед и ведет за собой команду, даже если страшно. Так часто случается с проектами, где нужно взять на себя ответственность за успешный результат.
Как дизайнер я берусь за проекты мечты, но даже тогда я захожу в проект вместе с командой. Например, недавно мы делали выставку в Архангельске, и мне безумно хотелось поработать над ней. Что касается проектов коллег, то я принимаю участие в коллективных просмотрах промежуточных результатов, но не подсказываю что-то каждому конкретному человеку. Ко мне часто приходят за советом: накопленный опыт и моя невовлеченность позволяют рассуждать с холодной головой, что очень важно в бизнесе.
Команда «Точки дизайна» создает совершенно разные по стилю интерьеры. А есть ли что-то, что объединяет все ваши проекты?
Действительно, мы не стремимся к единому дизайн-коду и стараемся сохранить уникальность, амбиции и страсть каждого отдельного сотрудника. То же самое можно сказать и про клиентов: каждый заказчик — это отдельная история, по-своему классная и необычная. Безусловно, есть какие-то общие вещи, например, современность, контрастность, большая любовь к современному искусству, легкая ирония.Но есть и проекты, за которые мы не беремся. В нашем портфолио вряд ли можно будет найти ресторан, потому что в этом сегменте есть своя специфика, в которой мы не сильны. Еще я не очень люблю дистанционные проекты: нам важно общение, «ламповость».
В работе с клиентами мы ценим партнерство, взаимоуважение. Нам важно, чтобы люди не обесценивали наш труд.
Как, на ваш взгляд, за последние 10-15 лет изменились представления дизайнеров о презентации своих проектов?
Цифровизация дошла и до нас: сегодня можно просто скинуть клиенту ссылку на хорошо оформленное портфолио. Количество проектов на рынке в наши дни огромное, и современный клиент очень хорошо образован; он четко понимает, что ему нужно. От дизайнера ждут набор картинок и смет, которые заказчик при желании может доработать самостоятельно. Учитывая большую конкуренцию и однообразие, нужно за счет чего-то выделиться. Это можно сделать как раз при помощи портфолио — какого-то необычного оформления, рассказа о себе. Нужно понимать, что ты должен запомниться своим портфолио, поэтому важно все усилия направить на душевность и сторителлинг.
Портфолио должно демонстрировать, что ты можешь найти общий язык с клиентом и довести проект до конца.
Что вам лично и студии в целом помогает найти общий язык с любым заказчиком?
Думаю, важно прежде всего быть интересным человеком и собирать вокруг себя таких же интересных людей с богатым внутренним миром, хорошим воспитанием, вкусом. Я излучаю уверенность в собственном результате, и каждый раз мне удается договориться с новым клиентом, просто транслируя, как я это буду делать. Мне нравится искать общее с заказчиками – знакомых, клиентов, интересы, – чтобы возник резонанс, который усилит эту связь.
Как вам кажется, в чем заключается главная задача современного дизайнера?
Помимо наличия таланта и собственного видения, дизайнерам нужно многократно усиливать свой сервис, внимательность, аккуратность во всем, в том числе в общении с клиентом. Нужно понимать, что мы работаем в индустрии сервиса, и вести себя соответствующим образом. Я считаю, что молодых дизайнеров нужно учить в первую очередь менеджменту и правилам работы с клиентом.
Все фотографии — проекты студии «Точка дизайна».
7 сентября в 18:30 в екатеринбургском ИЦ ARCHITECTOR состоится лекция Степана Бугаева. Слушатели узнают, как показать свой опыт с помощью портфолио и получить клиента мечты. Вечер завершится портфолио-ревью: Степан выберет лучшие из 20 заявленных проектов и даст их авторам независимую оценку. Регистрация на событие доступна по ссылке.