Вим Янов и Милена Беллич: «Серийное производство, построение бизнеса и запуск нового продукта на российском рынке — это вызов для нас»
В этом году Вим Янов и Милена Беллич, известные прежде всего как основатели берлинской студии коллекционного дизайна One Plus Eleven, вышли в новый для себя сегмент и запустили серийное производство мебели в России. Концепция TREND.RED опирается на философию салютогенного дизайна, в котором фокус смещен на здоровье и общее благополучие человека. Редакция Design Mate узнала у дуэта, как это направление воплощается в предметах бренда, применимо ли оно к коллекционному дизайну, и сохранится ли в мебели TREND.RED концептуальная составляющая.
Расскажите, как вы выстраиваете креативный процесс внутри дуэта? Как формируете атмосферу сотворчества, несмотря на то что каждый из вас — яркая личность и самостоятельная творческая единица?
Это очень запутанный процесс, и с течением времени порядка в нем не прибавилось. Одно дополняет другое, а целое всегда больше, чем единица. Итоговое творчество всегда превосходит сумму его составляющих.
Концептуальные предметы One Plus Eleven созданы на стыке дизайна и арта. Где для вас самих проходит эта грань? Как именно в вашей мебели воплощаются эти два направления?
Грань хоть и тонкая, но она все же есть. Безусловно, в коллекционных предметах, как и в искусстве, на первом месте стоит идея и ее оригинальность. Получается, что границы фактически стерты, но в тоже время ты должен всегда учитывать возможности исполнения дизайна, и это зачастую зависит не только от твоей креативности, но и от других факторов: начиная от технологических возможностей оборудования и свойств материалов, заканчивая непредвиденными производственными расходами.
Wei; X. Предметы студии One Plus Eleven. Фото: One Plus Eleven
Как работает студия сейчас? С какими галереями вы сотрудничаете, насколько регулярно выпускаете новые объекты?
Студия работает в Германии в своем привычном режиме с интерьерами и нашим коллекционным дизайном. Наши предметы представлены как в галереях, так и на арт-маркетплейсах (например, Lumiere Gallery и 1stdibs), а в России это Alina Pinsky Gallery, Heritage и маркетплейс Manner&Matter. Хотя в последнее время мы стали больше времени уделять предметному дизайну в связи с запуском нового бренда TREND.RED, мы и дальше собираемся заниматься коллекционным дизайном. Сейчас работаем над новыми идеями и надеемся представить их на ярмарке Cosmoscow.
Что для вас важно при выборе материалов и технологий для своих предметов, на что вы обращаете внимание прежде всего?
Если говорить о концептуальной мебели, то для нас первична идея, как у Сола Левитта, и она может выражаться в разных материалах: от картона до высокотехнологичных и экологичных материалов. Конечно, мы следим за трендами — посещаем международные выставки, имеем насмотренность и готовы экспериментировать с материалами. Но для нас концепция — это скорее абстрактное мышление, и иногда наши идеи так и остаются на бумаге до лучших времен, так как мы не находим возможности реализовать эту идею в материале. В случае с TREND.RED мы отталкиваемся прежде всего от технологических возможностей производства.
Мебель TREND.RED. Фото: Александр Пляскин
Ваша мебель относится к коллекционному дизайну — это высокий сегмент как со стороны художественной ценности, так и с точки зрения цены. Что сподвигло вас запустить бренд серийной мебели и почему именно на российском рынке, ведь вы базируетесь в Берлине?
Все получилось само собой. Когда в 2020 году мы впервые вышли на российский рынок с нашим коллекционным дизайном One Plus Eleven, то заметили проявление интереса к коллекционному дизайну здесь. Мы начали сотрудничать с упомянутыми выше российскими галереями, которые были новаторами в этой области. Мы представили наши коллекционные предметы на Cosmoscow 2020, где они были проданы. Это вдохновило нас на решение о запуске производства в России. В 2021 году мы нашли подходящие площадки и уже начали разрабатывать новые объекты. Однако этот год стал очень тяжелым для нас: в течение полугода я потеряла обоих родителей, и, казалось, что земля ушла из под ног. Творческий процесс замедлился — на тот момент не было ни сил, ни энергии на новые проекты. Это стало временной паузой, периодом переосмысления.
Мебель TREND.RED. Фото: Александр Пляскин
В 2022 году, несмотря на сложные времена, мы вернулись к идее производства в России. Однако к этому времени рынок заметно изменился, и мы приняли решение заняться производством серийной мебели и запустить новый бренд TREND.RED.
Так мы начали работать над первыми прототипами и в начале 2024 года достигли убедительных результатов для запуска серийного производства.
Мебель под брендом One Plus Eleven все равно остается в фокусе вашего внимания? Или сейчас новый бренд вышел на первый план?
Безусловно, в последнее время фокус сместился в сторону нового бренда, которому мы уделяем много времени на стадии стартапа. Это для нас в какой-то степени вызов — заниматься серийным производством, строить бизнес и разрабатывать стратегию выведения нового продукта на российский рынок.Но это не взаимозаменяемые или взаимоисключающие процессы, ведь творческий процесс не прекращается. Иногда создание серийной мебели приводит к созданию концептуальных объектов, которые выходят за рамки этого задания. Бывает, работая над созданием дизайна письменного стола для серийного производства, продумываешь все детали, функции, эргономику, и в какой-то момент тебя уводит в другую сторону, и ты создаешь концептуальную вещь, которая уже и не письменный стол, и не консоль, а арт-объект.
Мебель TREND.RED. Фото: Александр Пляскин
Как, на ваш взгляд, сейчас развивается сфера коллекционного дизайна?
Коллекционный дизайн развивается в самых разных направлениях. Некоторые дизайнеры, такие как Росс Лавгроув, экспериментируют с 3D-печатью, в то время как другие – например, Филипп Старк, – предпочитают использовать пластик. Есть те, кто создает предметы из уникальных пород дерева или даже использует неожиданное сочетание материалов, как это сделала художница Мерет Оппенгейм с «Меховым завтраком». Также мы наблюдаем тенденцию к ограничению: уменьшению потребления энергии, экологичности материалов, вторичного использования материалов. Но это, скорее, применимо к предметному дизайну и сознательному массовому потреблению. Мы же рассматриваем коллекционный дизайн как арт, а в искусстве нет ограничений. И было бы странно ставить их.
Коллекционный дизайн не ограничен ничем, и это сближает его с искусством.
Сохранится ли в предметах новой марки концептуальная составляющая в той или иной форме?
Да, безусловно. Ведь каждый предмет для нас — это акт творчества, со своим концептом. Тут уместно вспомнить классиков: Арне Якобсен как-то сказал, что сам акт творчества всегда волнителен и важен, независимо от того, создаете ли вы небоскреб или ложку.
Почему вас заинтересовало направление салютогенного дизайна? Насколько сильно эта тенденция проявляется сейчас?
Это произошло по понятным причинам: климатический кризис, видение мира, борющегося с различными проблемами повседневного существования, пандемия, военные конфликты в разных точках земного шара — все это способствует снижению чувства безопасности и, как следствие, акцентирует внимание на ценностях, тесно связанных с повседневной безопасностью, здоровьем и равновесием. Мировые тенденции все больше распространяют представление о доме как о безопасном, окутывающим нас и заботящимся о нас пространстве. Это проявляется в архитектуре, и в дизайне интерьера с акцентом на wellbeing.Салютогенный дизайн — это прежде всего состояние равновесия разума, тела и духа, при котором возрастает ощущение благополучия и комфорта. Это направление нам близко: мы стараемся создавать эмоциональные предметы, отождествляя их с ним. Хочется верить, что наши предметы станут частью этого состояния.
Мебель TREND.RED. Фото: Александр Пляскин
Коллекционный дизайн как-то вписывается в эту концепцию, или это совершенно другой подход?
Он может быть частью салютогенного дизайна, если он приносит вам и вашему пространству вышеописанные ощущения комфорта, благополучия и безопасности, но он также может быть частью любого другого дизайна. Это как картина, которую вы можете повесить и в классический интерьер, и в пространство в стиле модерн, или создать эклектику, но главное ведь — это ваши эмоции: получение удовольствия и ощущение благополучия.
Каким образом в предметах TREND.RED адаптирована философия салютогенного дизайна?
Салютогенный дизайн по своей сути близок к немецкому термину Gestalt, что означает целостность, целостный образ. Это связано со способом восприятия и понимания реальности, который зависит полностью от личных особенностей человека, от времени и контекста. Когда мы смотрим на картину художника, то не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим целостное произведение, и именно это общее сочетание форм, цвета и текстур нас впечатляет. Так и в случае с салютогенным дизайном нет никакого рецепта. Все дело в людях, которые создают интерьер и ощущение комфорта. Это прежде всего осознанный выбор: что именно мне нравится в этом предмете? Почему именно этот предмет? Резонирует ли со мной его материал и форма? Что для меня приоритетно, что влияет на мои ощущения в пространстве? Именно сочетание слагаемых дает это ощущение, а не единичный предмет.