Влад Обласов: «Моя цель — создание среды, которая может улучшать состояние человека»
Эколог по первому образованию, Влад Обласов всегда хотел менять мир вокруг себя. Сегодня он реализует этот порыв при помощи работы со светом в самых разных масштабах, от жилых комплексов и крупных архитектурных объектов до шоурумов брендов и музейных экспозиций. Мы поговорили с Владом о многогранности профессии, а также о том, какими навыками должен обладать современный светодизайнер, что включает в себя вдумчивое проектирование и какую роль свет играет в fashion-ритейле.
Влад, ты часто говоришь, что свет для тебя — это в первую очередь инструмент для «проектирования» эмоций. Как сформировалось это видение?
Большой вклад внес один из моих первых преподавателей и наставников, Ксения Ланикина. В своей работе она уделяет большое внимание именно человеческим ощущениям; тому, как человек воспринимает свет и как взаимодействует с предметами через него. Так у меня возникло понимание, что свет практически можно потрогать, что он вызывает определенные стимулы, может менять наш фокус внимания. Наверное, это и стало фундаментом моей будущей практики, и чем глубже и лучше я анализировал поведение человека в световой среде, тем сильнее утверждался в этом видении. В процессе дальнейшего погружения в профессию и изучения научных материалов стало абсолютно очевидным, что свет управляет нашим вниманием. Ведь мы видим объекты благодаря отраженному от них свету, поэтому его качество непосредственно влияет на самоощущение человека в пространстве и в окружающем контексте. В каком-то смысле это и стало моей целью — создавать среду, которая может менять или улучшать состояние человека, буквально проектируя его.
(Ex)Bags. Никита Савицкий, Кирилл Макеев. Фото: Даниил Анненков
В 2016 году ты стал студентом первого потока курса «Световой дизайн» в МАРШ. С того момента прошло восемь лет: как, на твой взгляд, за это время изменилось образование в сфере светодизайна?
К сожалению, само образование сильно не продвинулось в качестве, скорее — в количестве. Про профессию стали говорить больше, но в индустрии по-прежнему не хватает курсов, которые позволяют уйти в глубину и лучше погрузиться в специфику, разобрать детали. Ко мне часто обращаются за советом, куда пойти учиться. Мне всегда сложно отвечать на этот вопрос: несмотря на то что курсов стало заметно больше, рекомендовать многие из них я не готов.
Я верю, что практика дает гораздо больше, чем любая теория.
У меня пока нет собственного образовательно курса (но есть мысли о его создании) — возможно, вскоре он появится, но мне важно выдержать определенный уровень.
Давай немного заглянем в будущее: чему бы ты учил своих студентов и коллег по индустрии?
Мне кажется, профессия светодизайнера интересна прежде всего своей многогранностью. Она существует на стыке техники и эстетики, что довольно уникально. Hard skills, на мой взгляд, можно легко наработать: очень много людей в нашей сфере имеют мощный технический бэкграунд, но при этом им катастрофически не хватает насмотренности и эстетического интеллекта. Бывает и наоборот: у людей очень широко развито чувство прекрасного, но они не понимают, как с ним работать. Поиск баланса между этими двумя крайностями — сложная, но важная задача для любого светодизайнера.
Viva la Vika. Елена Локастова. Фото: Даниил Анненков
Человеку важно в первую очередь научиться анализировать, и это касается не только обучения в сфере светодизайна, но и жизни в целом. Анализ и поиск причинно-следственных связей помогают нам прогрессировать. Именно поэтому я чаще всего стараюсь показывать примеры до и после. Это позволяет понять, какой результат получится при использовании разных приемов, как меняется объект в зависимости от формата освещения. Насмотренность и умение замечать — лучший проводник и учитель.
Что ты вкладываешь в понятие «вдумчивой» работы со светом?
Вдумчивое проектирование — это умение взглянуть на проект шире, а не ограничиваться спецификой только лишь своей профессии. Смотреть не только на параметры и результаты расчетов, а думать, что увидит человек в первую очередь, как он должен чувствовать себя в пространстве. Если мы говорим про благоустройство города, то всегда важно учитывать, как освещение повлияет на экосистему, не улетят ли птицы после нашей подсветки (что приведет к распространению насекомых и гибели деревьев). Вдумчивый подход важно применять и к бюджету. Часто дизайнеры не умеют работать с бюджетом заказчика, предлагая слишком эффектные и дорогостоящие решения. Задача специалиста — уже на первых этапах понять, что можно реализовать, а какие решения нецелесообразны.
Как тебе кажется, стал ли за последнее время запрос на проектирование освещения более осознанным?
Да, однозначно. Раньше моим основным конкурентом были не другие бюро, а магазины по продаже светильников. Часто приходилось объяснять клиентам, почему наши услуги важны и стоят именно столько, а сейчас к нам приходят за решением конкретных задач. Важный показатель в этом плане — рынок девелопмента, потому что жилые комплексы и прилегающие к ним территории — это самая быстро развивающаяся городская среда. Сейчас у нас есть ряд девелоперов, с которыми мы работаем на регулярной основе и у которых есть конкретный запрос именно на то качество услуги, которое мы предоставляем. Та же тенденция заметна в ритейле: многие компании видят ценность в нашей работе и готовы вкладывать ресурсы в этот аспект.
Botrois. Екатерина Лашманова. Фото: Евгений Шишкин
Чем ты объясняешь такие изменения?
Мне кажется, дело в публичном дискурсе. Одна из моих основных рабочих задач заключается в том числе в популяризации профессии. С этой целью, основанной на искреннем желании развивать индустрию, мы создали журнал [ДЛИНА ВОЛНЫ]. Большой вклад в это вносят рассказы о реализованных проектах, выступления. Чем больше мы говорим про свет, тем больше людей про него узнают, начинают его замечать и анализировать.
Развивая индустрию в глобальном масштабе, я усиливаю в том числе свой бизнес.
Давай чуть подробнее остановимся на ритейле — об этом сегменте пойдет речь на твоей лекции в рамках фестиваля Design Re:view в Екатеринбурге. Чем тебя привлекает эта сфера?
В последнее время у ритейл-сегмента появилась возможность и готовность инвестировать в работу со светом. Нас с командой бюро подобные проекты привлекают своим вызовом: это всегда про ограниченные сроки и бюджеты, но в то же время про имидж. Ведь шоурум бренда всегда становится его визитной карточкой. Ритейл в России начал выходить в довольно эффектный визуальный формат, который вписывается в мировой контекст. Для нас это интересное упражнение по созданию впечатляющего продукта в условиях сжатых ресурсов, как временных, так и финансовых. Свет — это очень важный инструмент в fashion-ритейле, потому что качественное освещение помогает обратить внимание гостя на одежду, проявить ее фактуру, материал, цвет. А хорошо сделанная примерочная — это уже половина продажи, потому что у человека останется позитивное впечатление, он сможет насладиться процессом.
Botrois. Екатерина Лашманова. Фото: Евгений Шишкин
Viva la Vika. Елена Локастова. Фото: Даниил Анненков
Какие последние инновации в светодизайне ты мог бы отметить?
Расскажу об инновациях в контексте городской среды. Москва в этом плане становится интерактивнее и интереснее, у города появляется запрос на эффектные световые инсталляции. Но мы стараемся подходить к этому грамотно, не уходя в светомузыку. Мне кажется, что Москве не хватает аккуратности и какого-то такта, поэтому мы в своей работе пытаемся транслировать более тактичный подход. В целом, мультимедийные решения стремительно входят в нашу жизнь. Мы сейчас работаем над проектом йога-центра, где используем различную световую динамику, чтобы менять сценарии и тем самым усиливать впечатления от практики. Такие решения, основанные на исследованиях влияния света и цвета на человека, можно интегрировать и в домашние пространства.
(Ex)Bags. Никита Савицкий, Кирилл Макеев. Фото: Даниил Анненков
Есть ли среди реализованных тобой и твоей командой проектов особенно любимый или просто показательный?
Каждый наш проект получается по-своему привлекательным и уникальным, потому что мы стараемся не дублировать свои решения. Мы фокусируемся на персональном подходе: например, у каждой квартиры есть собственные хозяева с разными запросами к световой среде. Кто-то действительно хочет иметь хрустальную люстру в классическом стиле, а есть коллекционеры современного искусства, которым нужны светильники как объекты современного искусства. Каждый проект — это новый вызов и запоминающееся путешествие. Наверное, именно поэтому мне сложно выделить определенный визуальный язык нашего бюро. Наш фирменный почерк — это активное слушание клиента и предложение того продукта, который он действительно хочет получить.
Лекция Влада Обласова «Свет в ритейле: усилить дизайн и управлять вниманием» пройдет 23 мая в 16:00. Билеты на нее, а также на другие события из насыщенной программы фестиваля Design Re:view FEST доступны по ссылке.