Два полюса одной планеты – творческий дуэт KIKI & JOOST
Кики ван Эйк и Юст ван Блейзвик – одни из лучших выпускников эйндховенской академии и гордость голландского современного дизайна. Их работы – часто становятся международных выставок и притягивают внимание искушенных коллекционеров.
Несмотря на разные подходы к работе и узнаваемый стиль, у них много общего. Оба родились в небольших голландских городках (Юст – в 1976 в Делфте, а Кики – двумя годами позже в Тегелене) и с ранних лет мечтали творить. Юст постоянно мастерил конструкции из подручных материалов, а Кики обожала пленэры и вязание. В начале 2000-х они практически одновременно окончили культовую Академию дизайна в Эйдховене, где и познакомились. Теперь они – супружеская пара с двумя детьми и владельцы востребованной дизайн-студии KIKI & JOOST.
В глубине души мы оба были художниками, и только после школы стали дизайнерамиКики ван Эйк
Дипломная работа Кики – ковер «Carpet Kiki» или «We're living in a doll's house» - ее первый большой успех, открывший путь к славе и признанию. Тема сказки и легкая инфантильность сопровождают ее творчество и по сей день. Она полностью доверяет своей интуиции и инстинктам, выбирая причудливые формы и сочетания материалов, неожиданные способы крепления, мягкие расцветки и природные детали. В портфолио Кики яркие проекты для Studio Edelkoort Paris, SKITSCH, MOOOI, Ahrend, Royal Leerdam Crystal, музея текстиля Audax, BKKC, музея Zuiderzee Enkhuizen.
Свой стиль дизайнер сравнивает со сказкой «Алиса в стране чудес». Образы историй Льюиса Кэрролла то и дело появляются в творчестве Кики. Как например, нашумевшая коллекция One more time (2014) для галереи Moss, состоящая из 14 моделей часов. Они причудливо сплетены из металлической проволоки и фарфора. Для каждого из изделий подобран свой вид металла и его обработки: патинированная медь, латунь с пескоструйной шлифовкой, медь с покрытием из 24-каратного золота, анодированный алюминий. Не менее сказочно выглядят витрины магазинов Hermès, по замыслу Кики, украшенные крылатым конем, лодкой и морем из облаков.
Кроме сказок дизайнера вдохновляют дикая природа, импровизация в искусстве и изобретательность людей, оказавшихся в непривычных условиях. Любимые ее материалы – керамика, текстиль, стекло. Она разработала сотни ковров, фарфоровых сервизов и ваз из муранского стекла. В 2017-м, пока нянчила своего второго малыша, она овладела 3D-принтером и создала серию оригинальных легковесных предметов для Dutch Design Week из биоразлагаемого пластика и меди.
О Юсте всерьез заговорили после выхода серии мебели «Очертания». После окончания Академии он год стажировался в студии Job и решил открыть свою студию. Хорошие рекомендации и нестандартный подход к работе привлекли внимание многих заказчиков: от коллекционеров до крупных компаний (MOOOI, Bernhardt Design, ICE Carpets, Secondome, Ahrend). Специально для маленького Джорджа принц Чарльз приобрел у Юста слоника из серии Scratch («Царапина»), которого установили в саду королевского поместья Хайгроув. Сегодня проекты дизайнера можно увидеть в частных галереях и музеях Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Токио, Москвы, Милана и др.
Быть диким - значит быть свободным, непредсказуемость форм делает природу такой волшебной. Дикая местность сырая и в то же время более совершенная Юст ван Блейзвик
В отличие от супруги Блейзвик любит работать интенсивно и дерзко. Он придает большое значение процессу изготовления и приветствует ремесленничество. Его методы напоминают технику импасто в живописи, подчеркивающую суть физического процесса как важную составляющую искусства. В каждой детали словно запечатлены отдельные прикосновения, мазки, потертости. Это делает их еще более живыми, учит зрителя сопереживать и невольно делает соучастником творчества. От его ранней коллекции No Glue No Crew до последних серий Protopunk и Mecchanic прослеживаются смелые формы и грубые линии, бросающие вызов функциональности и воспевающие свободу творчества. В каждом его объекте сохраняется непокорность и сила дикой природы, которую он считает главным вдохновением.
Я черпаю вдохновение из прошлого и детально изучаю дизайнерский продукт, чтобы найти архетипы и истоки форм его истории Юст ван Блейзвик
Решив объединить свои бренды в один, супруги работают как вместе, так и по отдельности (создавая проекты каждый под своим именем). Но даже в сольном исполнении Кики и Юста всегда угадывается то, что их объединяет – поиск связей между природой и человеком, эстетикой и функцией, бессознательным творчеством и физическим его выражением. Их разные по характеру и технике работы вместе смотрятся удивительно гармонично. Жесткость и системность стальных пластин в серии Юста No glue, no screws на выставке VIVID Gallery (2011) смягчали хрупкие и воздушные скульптуры Кики Floating frames, изготовленные из легкой медной проволоки и керамических деталей.
Мы ставим под сомнение и редактируем друг друга с уважением, но также с правдой и честностью, мы часто не согласны. Нам нужно убедить друг друга, а это не всегда легко
Одна из последних громких работ дуэта – инсталляция Connect («связывать»), представленная в апреле 2019 в Дюссельдорфе на 5VIE. Кроме темы личных отношений авторов в жизни и творчестве она поднимают проблему эмпатии. Дизайнеры считают, что современные люди разучились сопереживать и делиться сокровенным. Но именно это помогает сохранять отношения и искренние эмоции. Как часть их личного откровения переплелись воедино утонченные линии и легкие текстуры Кики с массивными и замысловатыми скульптурами Юста.
В начале декабря 2019 в Дюссельдорфе дизайнеры представили еще один совместный проект – коллекцию солнечных панелей Solar Energy по заказу My Energy Skin. В нее вошли 8 моделей с игривыми узорами и текстурой, подчеркивающими красоту металла. Задача проекта – привлечь внимание к экономии энергии при отоплении домов: «Волшебным образом превращая солнечный свет в электричество, мы также делаем мир немного красивее».
В сотрудничестве всегда есть взаимное влияние, но мы научились работать вместе и по отдельности, как в частной, так и в общественной жизни. Мы работаем в лучшем виде, когда делимся
Студия Kiki & Joost располагается в просторных помещениях бывшего промышленного склада с 9-метровыми потолками. Это целая лаборатория, где прежде всего проводятся исследования и эксперименты, и только потом рождаются вещи. Помимо Кики и Юста здесь трудятся шесть сотрудников и несколько стажеров. Ассортимент их интернет-магазина регулярно пополняется приборами освещения, предметами мебели, керамической утвари, изделий из стекла, шерсти и текстиля. В перерывах между работой пара успевает читать лекции и устраивать мастер-классы по всему миру.