Лоренца Лути: «Наш девиз — эволюция, постоянный диалог между творчеством и инновациями»
9-12 октября в Москве в 15-й раз проходит выставка Salone del Mobile.Milano Moscow. В преддверии события мы поговорили с Лоренцой Лути, директором по маркетингу компании Kartell, о главных событиях в истории бренда, курсе на экологичность и одном из инновационных продуктов компании — коллекции уникальных деревянных кресел Smart Wood Филиппа Старка. Увидеть ее можно будет в павильоне 8, на стенде А21-А23.
В этом году Kartell исполняется 70 лет. Какие события из истории компании вы бы назвали определяющими?
Kartell объединяет в себе как исторические предметы, сегодняшние иконы дизайна, так и новые, инновационные продукты. Их комбинация воплощает собой настоящее и будущее. Мне трудно выделить только несколько объектов — все они прочно вошли в историю бренда, — но, в первую очередь, я вспоминаю о комоде Componibili, который остается в ассортименте бренда вот уже больше 50 лет, и обо всех тех продуктах, которые были инновационными в момент своего создания и все еще остаются актуальными. Я взяла на себя управление компанией в 1988 году, и могу сказать, что инновации — это тот общий знаменатель, который объединяет между собой все продукты компании. Это то, что позволяет Kartell добиваться таких высоких результатов. Исследования и инновации позволяют нам экспериментировать с новыми технологиями, пробовать новые материалы. В 2014 году мы отмечали 15 лет прозрачного дизайна и вспоминали все те внушительные технологические, эстетические и даже культурные вызовы, которые Kartell бросил себе в 1999 году вместе с Филиппом Старком и которые привели нас к созданию La Marie, первого в мире стула из поликарбоната.
Комод Componibili, сделанный из биопластика. Обновленная коллекция увидела свет в этом году и получила название CL — в честь президента Kartell Клаудио Лути.
Именно Kartell была первой компанией в мире, которая использовала этот материал в дизайне мебели. Этот проект показал нам, что поликарбонат может быть материалом будущего: он прозрачный, как стекло, очень прочный, нетоксичный и устойчивый к условиям окружающей среды. Фактически, стул La Marie был первым в серии успешных предметов, сделанных Kartell из поликарбоната. От кресла Louis Ghost и дивана Uncle Jack — он сделан с использованием самой большой цельной детали, которую когда-либо отливали из поликарбоната, — до кресла Piuma, которое благодаря сложной технологии литья под давлением имеет толщину в несколько миллиметров (максимум 2 мм) и сверхлегкий вес (всего 2,4 кг). На этом наши исследования не заканчиваются: мы по-прежнему обращаемся к новым технологиям и материалам, бросаем себе самые смелые вызовы. Так, исследование в области биопластика привело нас к идее устойчивого дизайна и революционному использованию древесины в новой коллекции Kartell Smart Wood от Филиппа Старка.
Стул из дерева и из биопластика — это разовые эксперименты или попытка найти новый материал на замену пластику?
Мы всегда находимся в поиске новых материалов, которые будут отвечать принципам и стандартам качества, характерным для Kartell. Работа с деревом и биопластиком — только часть более широкого инновационного проекта бренда. Все эти материалы открывают новые рубежи устойчивого производства, но они в этом смысле не единственные. У нас в работе сейчас несколько проектов — мы никогда не прекращаем исследование материалов и технологий, не забывая при этом о ДНК бренда.
Стул из коллекции Kartell Smart Wood от Филиппа Старка
Насколько вообще важно для мебельной компании осознавать свою эко-ответственность?
Kartell всегда стремился подчеркнуть свою приверженность устойчивому развитию и защите окружающей среды. Стремление к совершенству, которое ведет бренд на протяжении всей его истории, заставило нас взять на себя свою часть ответственности за окружающую среду и обратить внимание на результативные практики устойчивого развития. В этом — смысл нашего промышленного манифеста «Kartell loves the planet». Каждый предмет Kartell для нас — вневременной продукт, чье предназначение — занять в итоге музейный зал или стать частью наследия коллекционера. Наше призвание — формировать ценности, создавать не просто предметы, но предметы, которые станут частью культуры; мы создаем не те предметы, которые после использования окажутся на свалке, а своего рода фрагменты памяти. Все продукты Kartell имеют сертификат GREENGUARD, а значит обеспечивают низкий уровень вредных выбросов и, следовательно, гарантируют высокое качество воздуха.
В прошлом году вы также представили стул, спроектированный по компьютерному алгоритму — какую роль играют в мире Kartell современные технологии? Можно ли научить искусственный интеллект придумывать и сможет ли он когда-нибудь заменить дизайнера?
A.I. — это первое дизайнерское кресло, созданное с помощью искусственного интеллекта. Это результат работы дизайнера Филиппа Старка и ноу-хау Kartell. Креативное мышление и искусственный интеллект объединились, чтобы разработать модель кресла, в основе которой — компьютерный алгоритм, учитывающий первоначальное задание дизайнера и компании: создать удобное кресло с прочной конструкцией и соответствующее высоким эстетическим стандартам. Этот проект также соответствует одному из главных производственных принципов Kartell: он отлит под давлением, безупречно выглядит, но на 100% изготовлен из переработанного материала.
Стул A.I от Филиппа Старка
При этом, искусственный интеллект не заменяет творческие способности дизайнера, чей вклад в работу совершенно необходим, но помогает ускорить процессы прототипирования и проектирования, сокращая время выхода предмета на рынок.
Часто крупные компании обращаются к архивам и перевыпускают классические предметы в соответствии с требованиями нового времени, например, светильники 1940-х годов с современными светодиодами. Есть ли в истории Kartell предметы, которые были сняты с производства, но могут быть возрождены?
Kartell — компания, которая всегда была впереди и продолжает инвестировать свои ресурсы в исследования и инновации. В каталоге Kartell — множество исторических предметов, каждый из которых внес вклад в историю бренда и до сих пор находится в производстве. При этом каждый год мы ставим себе новые технологические цели, создаем новые предметы. Иными словами, мы всегда смотрим в будущее, и можем перевыпустить исторический продукт только потому, что современные технологии позволяют сделать это по-новому. Я имею в виду, например, маленькое кресло с изогнутыми формами от Джо Коломбо (1965 год). Оно было переиздано в 2011 году, когда мы смогли согнуть пластик, сохранив при этом толщину и пропорции оригинального сиденья.
Как оставаться верным себе и одновременно быть актуальным?
Наш девиз — эволюция, постоянный диалог между творчеством и инновациями. Конечно, для компании это означает огромные инвестиции в исследования и диверсификацию производства, но для нас это обязательное условие, часть нашей ДНК и одна из причин, почему Kartell добился столь выдающихся результатов.
Светильник Kartell X Moschino
Как этому способствуют коллаборации с другими брендами, например, с Moschino?
История Kartell построена на сотрудничестве с выдающимися международными дизайнерами, но также мы всегда заинтересованы в освоении новых сфер, будь то искусство или социальный контекст. При этом мы всегда следуем собственному пути и когда ищем дизайнеров или художников для совместной работы, опираемся не на конкретный стиль или тренд, а пытаемся представить, что мы можем создать вместе. Мы стремимся найти новые творческие решения, не противоречащие нашей индивидуальности, но способные обогатить ее.