Мартин Массе: «Я стремлюсь внести вклад в сохранение навыков и умений, которые сегодня утрачиваются»
Проекты Мартина Массе — образцовый пример свежего взгляда на традиции французских мастеров. Парижский дизайнер бережно работает с ремесленным наследием родной страны, переосмысляя его с помощью лаконичных форм, выверенных пропорций и неизменно благородных материалов. Мы поговорили с Мартином о его становлении в профессии и работе под крылом известных студий, важности обращения к своим корням и вызовах времени, с которыми сталкиваются дизайнеры во Франции.
Мартин, в твоем портфолио количество интерьерных проектов и предметов практически одинаково. В какой момент ты начал создавать авторские коллекции мебели?
Я получил образование в области архитектуры и дизайна интерьеров. В разное время мне повезло работать над проектами, в которых у меня была возможность проектировать эксклюзивные объекты по индивидуальному заказу. Именно желание предложить другим архитекторам и дизайнерам новые, уникальные, высококлассные предметы, выпущенные ограниченным тиражом, побудило меня придумывать собственные коллекции. Я пытаюсь создавать что-то отличное от того, что могут предоставить производители мебели.
CH TEAU D'EAU, проект Мартина Массе
Насколько тебе помог опыт работы под руководством таких признанных дизайнеров, как Жозеф Диран и Тристан Оэр в начале карьеры?
После завершения учебы я решил как можно скорее запустить собственную практику. В начале карьеры я действительно работах в нескольких студиях, но это длилось недолго. Думаю, этот этап помог мне набраться опыта в управлении проектами, в том числе процессами на строительной площадке, но я продолжаю учиться этому в каждом новом проекте. Самое ценное, что подарило мне это время, — знакомство с талантливыми ремесленниками и мастерскими, с которыми я продолжаю сотрудничать и по сей день.
Предметы из коллекции AGATHA; табурет ORSETTO
Ты упомянул, что во многом вдохновляешься итальянской архитектурой, японскими ремесленниками и коллегами, такими как Фей Тугуд и Валерио Ольджати. В какой форме все это находит отражение в твоей практике?
Мои источники вдохновения постоянно меняются и развиваются с течением времени. Я стараюсь искать свежие и нетривиальные отправные точки в каждой новой коллекции. Безусловно, я часто обращаюсь к стилю ар-деко и итальянской архитектуре, но при этом мне нравится играть с полностью противоположными мирами в направлениями.
Следуя своей цели привнести в мир дизайна что-то новое, я всегда стараюсь отойти от того, что мы привыкли видеть.
Стол по дизайну Мартина Массе
На твой взгляд, какие объекты сегодня могут считаться по-настоящему вневременными?
Мне кажется, современные дизайнеры часто используют слово «вневременный» для того, чтобы объяснить отход от привычного; от того, что модно или в тренде. Мы, как дизайнеры, всегда стремимся создать нечто вечное. Хотя наши творения так или иначе остаются частью текущего времени, мне нравится представлять, что они продолжат быть привлекательными и спустя сто лет.
Твои объекты скульптурны и художественны, но при этом функциональны. Как ты находишь баланс между эстетикой, визуально интересной формой и практическими характеристиками?
На ранних этапах проектирования и эскизирования я обычно отказываюсь от функционального аспекта и работаю над формой, словно скульптор. Именно это дает мне свободу и позволяет отойти от ограничений функции. Я начинаю с формы и только потом дарю ей цель, а после работаю с ремесленниками, чтобы оживить ее.
Проект ресторана RAMDAM в Париже
Расскажи о своей работе с локальными мастерами.
Мне важно внести вклад в сохранение навыков и умений, которые сегодня утрачиваются. Например, с помощью сотрудничества с мастерами. Это исключительные ремесленники (такие как Ateliers Saint-Jacques, Jouffre или Racines), которые любят свое дело и ценят качественную работу. Они обладают высокими стандартами, которые я ищу, чтобы по-новому взглянуть на свои произведения. Les Ateliers Saint-Jacques также помогают обучать будущих ремесленников, таким образом сохраняя и развивая французское мастерство.
Как бы ты описал современный французский дизайн?
Французский дизайн — это совершенство. Я считаю, что современный дизайн во Франции особенно свободен и уважителен к определенной традиции. Локальные дизайнеры знают, как подчеркнуть умения ремесленников своей страны с любовью к выверенному качеству и вниманием к деталям.
Мартин Массе с предметами из коллекции ORSETTO
Французская роскошь проступает во всех творческих областях, в том числе и в дизайне.
Какой посыл ты закладываешь в свои предметы и интерьеры?
Мне нравится бросать вызов. Мне нравится волновать пользователя, заставлять его задумываться. Я часто использую термин «волнующая странность». Я стараюсь переосмыслять формы, связанные с повседневным использованием, чтобы моя мебель представала такой, какая она есть, а не подчинялась нашим представлениям и возникающим с ее функцией ассоциациям.
Мог бы ты дать какой-то совет начинающим дизайнерам, которые делают первые шаги в профессии?
Мой совет может показаться довольно банальным, но за годы работы у меня сложилось четкое впечатление, что самое важное — это поддаться своему личному вдохновению и не пытаться угодить индустрии.
То, что нравится именно тебе, — это и есть инновации и творения с сильной индивидуальностью.
Что для тебя самое сложное в профессии дизайнера?
Существует глобальная проблема, затрагивающая мир архитектуры и дизайна во Франции. Нам все больше не хватает ремесленников и квалифицированных рабочих для реализации наших проектов. Эти профессии теперь не привлекательны, и государство не поддерживает их. Наш долг, как архитекторов и дизайнеров, заключается в том, чтобы попытаться сохранить эти важные специальности.
Скамья из коллекции IPPICO
Поделись своими ближайшими планами и проектами.
В этом году мы планируем выпустить ряд новых коллекций. Также команда студии работает над реновацией нескольких квартир в Париже, которые, вероятно, тоже увидят свет в 2024 году. Особенно интересный для меня проект сейчас — это строительство виллы в Марракеше. Наш заказчик поручил нам ее полное проектирование, и мы используем наши знания на всех уровнях, начиная от архитектуры и заканчивая дизайном интерьера и созданием мебели.
Все фотографии предоставлены Мартином Массе.