Олег Дьяченко: «Мало сделать дизайнерскую вещь, надо, чтобы ее еще и купили»
Первая выставка Wood Works состоялась весной 2016 года, а в апреле соберет поклонников деревянного дизайна уже в пятый раз (выставка проходит два раза в год – весной и осенью), впервые не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Проект, который начинался как экспериментальный, сегодня – заметное явление отечественной дизайн-индустрии. Особенности – ручная работа, индивидуальный дизайн и малый тираж, главный материал – древесина. Организатор и креативный директор выставки Wood Works Олег Дьяченко рассказал нам о том, с чего выставка начиналась и зачем везти ее теперь в Петербург.
Расскажите, как появился Wood Works. Кто были его первыми участниками?
Проект начинался как субкультурная история про локальные коллективы, придумывающие и мастерящие современную дизайнерскую мебель в небольших мастерских. Когда мы только создавали Wood Works, я знал о существовании десятка таких компаний. В процессе выяснилось, что их гораздо больше, а их проекты вызывают большой интерес не только у типичного потребителя, но и у дизайнеров интерьеров и архитекторов.
Сейчас у нас есть участники, которые не пропускают ни одной выставки Wood Works, например, столярная мастерская Dubidub, российская марка аксессуаров из дерева Woodsun, мебельные мастерские Dream Manufacture, «Мастерская Клименко», PLY, Ko&Co, Flitch Design, Trae Wood Project, On The Tree, Hard Massive и другие. Есть ребята, которые присоединились к нам недавно, но теперь участвуют в Wood Works регулярно. Мы сейчас работаем над тем, чтобы это превратилось пусть в небольшую, но индустрию.
Как меняются выставочные проекты из года в год?
Все меняется от, условно, «кустарного» уровня к профессиональному, причем это касается не только самих проектов, но оформления выставочных стендов. У нас на выставке свободная планировка, и мы стараемся создать для экспонентов условия с минимумом ограничений к презентации. Это важно, потому что для абсолютного большинства участников Wood Works – это первый выставочный опыт. Что касается «ассортимента», здорово, что некоторые наиболее передовые участники Wood Works начали создавать коллекции и линейки продуктов, не ограничиваясь отдельными предметами. У таких компаний, как правило, и стиль самый узнаваемый.
Почему российские производители отдают предпочтение дереву: оно дешевле, проще в обработке, чем другие материалы, или что-то еще?
Дерево – далеко не самый дешевый материал, и не самый простой в обработке, насколько я могу судить. С другой стороны, в современном мире не хватает аналоговых вещей. Посмотрите на возрождение виниловых пластинок, старых пленочных фотоаппаратов и другой техники, от мото- и авто- до аудиоаппаратуры. Любовь к натуральному дереву – это, конечно, намного менее нишевая история, но столь же теплая и душевная. Вместе с участниками выставки мы поддерживаем эко-историю и считаем, что в доме обязательно должно быть что-то, например, мебель или элементы отделки, сделанное из натурального дерева, что-то, не замученное фабричным конвейером.
Как происходит отбор участников выставки, по каким критериям вы оцениваете их работы?
Мы никак не отбираем участников в рамках основного раздела выставки – это в большинстве своем уже состоявшиеся дизайнеры и мастерские. Начинающие дизайнеры могут подать заявку на участие в рамках раздела «Прототипы и разработки» (есть на каждой осенней выставке Wood Works) – это бесплатно, но здесь работы отбираются организаторами. Каждый участник «Прототипов и разработок» может выставить один или два предмета, чтобы увидеть, как на них будет реагировать публика, а при удачном раскладе на следующей выставке выступить уже с полноценным стендом.
Отбор проходит очень либерально. Мы исходим из того, что раз человек знает про Wood Works, возможно сам был на выставке, он хорошо представляет ее формат. В большинстве случаев так и бывает. Часть дизайнеров, правда, отсеивается, когда узнает, что нужно изготовить и предоставить физический прототип вещи.
В будущем планируем привлечь к сотрудничеству профильные учебные заведения, которые готовят предметных дизайнеров, и профессиональные объединения.
У вас нет ощущения, что работы участников часто похожи? Например, деревянные столы с эпоксидной смолой это уже своего рода тренд.
Столы из спилов дерева – это вообще не новая вещь, но при этом такой стол может выглядеть как интересно и современно, так и не очень. Важно обладать вкусом, знать историю мирового дизайна, «чувствовать» дерева. В свою очередь, эпоксидная смола – хороший композитный материал, которым можно и трещины в дереве заполнить, и целые элементы «отлить». И то и другое, повторюсь, может выглядеть по-разному. Но что касается, трендов, сейчас, по-моему, более актуальна другая тема – элементы мебели из бетона. Бетон очень здорово сочетается с натуральным деревом – это огромное поле для творчества.
Как вы оцениваете уровень развития дизайна в России?
Уровень хороший, и талантов много. Не хватает только образованности и осведомленности потребителей – мало сделать «дизайнерскую» вещь, надо чтобы ее еще и купили. К счастью, в последние пару лет ситуация начала меняться: люди больше путешествуют, видят, что делают в других странах, начинают проявлять интерес к отечественному дизайну. Именно поэтому с этого года мы расширяем география Wood Works и проведем первую выставку в Санкт-Петербурге. Выставка пройдет на новой площадке — порт Севкабель, — которая обещает стать передовым общественным пространством. Мы особенно надеемся на жителей Питера: они исторически хорошо образованы и к тому же географически близки к Скандинавии, а широкое использование натурального дерева в интерьерах, отделке и строительстве – это отличительная черта скандинавского дизайна.
Кроме того, Питер славится своей барной культурой, и хотя понятно, что в баре интерьер не главное, это все-таки и не последняя вещь. Так что мы очень надеемся, что после старта выставки в северной столице наши участники получат новые заказы в том числе от кафе и баров.
В чем вы видите главную миссию Wood Works?
Чтобы реально поддержать отечественного дизайнера, нужно создать такие условия, при которых он сможет продать придуманные им предметы. Созданием этих условий и занимается Wood Works. Наша главная цель – посетители, которые будут делать заказы и покупки. Вместе с тем, мы ориентированы не только на потребителя, но и на локального производителя, который пока не имел возможности заявить о себе, – надеюсь, в будущем выставка Wood Works будет проходить в разных регионах России.
20-22 апреля выставка Wood Works впервые пройдет в Санкт-Петербурге, 25-27 мая – в Москве. Подробная информация – на сайте мероприятия.
Фото предоставлены пресс-службой Wood Works.