«Дом – это микрокосм» Патриция Мартелло о новых тенденциях в оформлении жилых помещений
Salone del Mobile.Milano Trend Lab (Лаборатория трендов Миланского мебельного салона) — новый исследовательский центр, созданным самой влиятельной интерьерной выставкой мира для изучения процессов формирования жилой среды. Изменения в поведении личности, обусловленные социальными и культурными сдвигами, для Trend Lab важнее тенденций в дизайне. И не зря — последние определяются первыми. Руководитель лаборатории Патриция Мартелло рассказала о том, как ей видится будущее жилых интерьеров.
Как изучение предметов домашнего декора и мебели позволяет Лаборатории трендов, которую Вы возглавляете, определить тренды, формирующие жилище будущего?
Дом – это микрокосм. Он впитывает массу техногенных и антропологических изменений, реагирует на них. По-другому невозможно, ведь дом по-прежнему выступает главным средством самовыражения личности. Изменение конфигурации семьи, цифровая революция, экономический кризис последних лет породили множество новых тенденций: натуральный обмен, самообеспечение, жизнь по принципу «сделай сам». И дом стал для этих тенденций самой благодатной почвой. Изменение домашней среды позволяет осознать происходящие в социуме процессы, а это, в свою очередь, дает архитекторам и дизайнерам необходимый инструментарий для реагирования на новые вызовы.
Ваше исследование проводит грань между домом как сооружением и домом как очагом. В чем Вы видите разницу, неочевидную с точки зрения русского языка?
Дом как здание, HOUSE по-английски, занимает место в пространстве и выполняет функцию защиты от окружающей среды. Дом как домашний очаг, HOME, это территория эмоций, мыслей и поступков, это модели поведения и привычки. Это предметы, формирующие привычки. Другими словами, HOUSE – это то, где мы живем, а HOME – то, как мы живем. И последнее становится все более важным и все более влияющим на дизайн. Его определяют уже не физические параметры жилища, а привычки и склад ума его обитателей.
Эти два полюса разделяют также рациональный и креативный подходы к дизайну?
Все несколько сложнее, чем может показаться. Мы составили условную карту трендов, в которой показываем движение от дизайна личного к социальному, от функционального к эмоциональному. Ключевым в этой системе координат становится тенденция к жизни в ощущениях, к уютному дому, интуитивно понятному и безопасному. Интерьер здесь не самоцель, а средство самовыражения его обитателей, а вопросы моды тут стоят на последнем месте. Это дом семьи и семейных ценностей, в котором личное находится в балансе с интересами других. Более эгоцентричным выглядит дом тех, кто проявляет интерес к самовыражению через интерьер. Здесь дизайн может воплощать тягу к нарочитой роскоши, тягу к коллекционированию, стремление к уникальным интерьерным решениям. Здесь важен не стиль (он может быть любым), а отчетливый оттенок персонализации, который проявляется в подходе к выбору материалов, тканей, мебели и предметов декора. Такой «кастомизированный» дом становится местом экспериментов, он максимально настроен на личностные предпочтения хозяев.
Интересно, в каком направлении движутся дома тех, кого можно назвать экстравертами?
Здесь есть две интересные тенденции. Первая связана с возвращением к природе. Форма, цвет и текстура материалов заимствуются из растительного царства. Интерьер намеренно создается в нарочито небрежной эстетике с грубоватыми деревенскими штрихами из материалов, производящих впечатление необработанных. В таком доме все напоминает о жизни вне города, он как бы выплескивается на природу. Второй объединяет частное и общественное пространство. Самый простой пример мы видим на площадке Airbnb, которая частную квартиру превращает в место, где может провести часть жизни каждый желающий. Такой дом может быть местом для любых общественных начинаний, часто инициированных цифровой культурой (кафе, квартирники, домашние театры, и т. д.), или даже играет роль типично общественной зоны (кинотеатр, спортзал, рабочий офис, музей, магазин и т. д.).
Диджитализация общества, кажется, сыграла ключевую роль в трансформации определяющих развитие интерьера тенденций?
Да, и самой очевидной из этих тенденций мне видится движение в сторону «умного дома». Жилище становится промежуточным звеном между физическим и цифровым мирами. Они взаимодействуют друг с другом в интерьере и предметах домашнего обихода, сливаясь в единое экспериментальное полотно и формируя новую реальность. «Умный дом» позволяет управлять собой даже на расстоянии, удовлетворяя все потребности своих владельцев. Изменяется при этом и само понятие дома, под которым теперь подразумевается адаптивная экосистема. Мебель оснащена элементами цифрового мира – для ее владельцев нет ничего невозможного.
Это, с одной стороны, дает нам возможность управлять жилищем без присутствия в нем (так называемый «интернет вещей»), а также делает наш дом своеобразной коммуной.
Любопытно, что Вы затронули эту тему. Коммунальный, общий дом открывает новые возможности совместного проживания в рамках «семьи по выбору», то есть не связанной родственными узами, и задает принципиально новые жизненные ориентиры. В нем живут близкие друг другу люди с общими ценностями, привычками, склонностями и мировоззрением. Даже животные в таких сообществах могут быть полноценными членами семьи со своими индивидуальными потребностями и нуждами. Совместное проживание меняет геометрию дома, придавая ей вариативность, заставляя ее то и дело подстраиваться под новые нужды обитателей. Совместное проживание также подразумевает развитие дружеских отношений, изменение культуры еды. Кухня становится полноценной заменой телевизору, поскольку превращается в место встреч и посиделок.
Для России это не новость, у нас так было всегда.
Да, опыт России мы также учитывали в нашем исследовании, наряду с тем, что происходит в Европе, США и Азии. Такой широкий взгляд позволил нам обнаружить несколько важных макротрендов, отвечающих требованиям некоторых социальных слоев. Например, в Европе сейчас выросла средняя продолжительность жизни и большую важность приобретают предметы интерьера, обеспечивающие безопасность их владельца (в какой-то мере, даже заботящиеся об его теле и душевном покое). Переносные столики-трости-ходунки, например, или кресла, считывающие показатели здоровья и информирующие о них своих хозяев. Живущим в интенсивном режиме людям адресована концепция суперпрагматичного дома, в котором превыше всего ценятся практичность и функциональность, но при этом не забыта и эстетическая составляющая. Это квинтэссенция повседневности, воплощенная в простых, но осмысленных и небанальных формах. Это как серые футболки Цукерберга или водолазки Стива Джобса. Минимализм обстановки сочетается с ее высокой функциональностью, заботой об окружающей среде. С точки зрения эстетики это называют «дизайном без дизайна». Здесь, в общем, все крутится вокруг простоты, повышающей качество жизни. Многие молодые люди живут в состоянии неопределенности, без постоянного собственного жилья. Им созвучна идея кочевого дома. В нем совсем мало вещей, они все лаконичны, легко собираются-разбираются, а при перестановке образуют новые мобильные группы. Кочевой образ жизни молодых становится одним из трендов развития современного дизайна переносной мебели.