
Баланс эргономики и экспрессии в объектах Питера Опсвика
Стул Tripp Trapp, кресла Capisco, Nomi, Garden и другие предметы норвежского дизайнера Питера Опсвика служат единой цели — бросить вызов привычным нормам того, как мы сидим. Его объекты балансируют на грани функциональности и экспрессии, эргономики и эмоциональности, а идеи маэстро не теряют своей актуальности даже спустя десятилетия.
Питер Опсвик (1939-2024) родился в норвежской коммуне Странда. В 1963 году он окончил бергенский Колледж прикладного искусства, а год спустя — Государственный колледж прикладного искусства в Осло (сейчас это Национальная академия искусств Осло, или KHiO). Первым местом работы промышленного дизайнера после завершения учебы стал радиозавод Tandberg. Спустя несколько лет Питер Опсвик продолжил свой путь уже самостоятельно, разрабатывая продукты и объекты для фабрик как независимый дизайнер.

Кресло Inka (Oase). Изображение: © Mats Linder
Одним из его первых творений в этом качестве стало кресло Inka, созданное в 1967 году для норвежского производителя мебели Stokke. В этой модели уже прослеживался узнаваемый метод дизайнера. Основной акцент сделан на функциональности предмета, предназначенного для максимального расслабления. Угол наклона спинки можно было регулировать, перемещая подлокотник: такое решение стало инновационным для своего времени.


Стул Tripp Trapp. Фото: Peter Opsvik
Еще большую известность Опсвику принес детский стульчик Tripp Trapp, придуманный им в 1972 году тоже для Stokke. Главной целью дизайнера стало создание универсального объекта, который можно было бы легко адаптировать к пользователям разного возраста, включая взрослых. Ключевая особенность модели — возможность регулировать высоту сидения и подставки для ног по высоте и глубине. Именно опора для ног стала основополагающей деталью Tripp Trapp: по задумке Опсвика она облегчала передвижения ребенка и постоянную смену сидячей позы.
Питер Опсвик был не только промышленным дизайнером: параллельно с разработкой функциональной мебели он создавал арт-объекты и посвящал время джаз-музыке.
Метод
Эти первые проекты дизайнера стали отправной точкой его философии, которая красной нитью проходит через все последующие работы. Главная заслуга Питера Опсвика заключается в том, что он изменил общепринятые представления о комфорте и функциональности. Дизайнера особенно занимали привычные нормы сидения — красивого, «правильного» и неподвижного. Применяя игривый и гуманистический подход к созданию мебели, Опсвик стремился предложить альтернативы распространенным положениям тела сидя с помощью нестандартных дизайн-решений.

Фото: Peter Opsvik
Если какое-то время сохранять любую позу, лучшей всегда будет следующая. Даже самая «правильная» поза, рекомендованная известными экспертами, через некоторое время становится неудобной.
По мнению Опсвика, настоящий комфорт во время сидения заключается не в определенном положении тела, а в том, как часто мы можем менять его. Так, целью дизайнера стала разработка стульев и кресел, позволяющих пользователю свободно передвигаться и принимать разные удобные позы. Несмотря на приверженность эргономике, объекты не выглядели скучными и сугубо функциональными: наоборот, большинство из них отличалось необычными формами, привлекающими внимание и вызывающими эмоции.
Создавая эргономичные продукты, я хочу заставить человеческое тело двигаться.
Питер Опсвик хоть и перенимал наследие скандинавского дизайна с его фокусом на лаконичность и чистому формы, но переосмыслял заложенные его предшественниками принципы благодаря более любопытному и творческому подходу.
Объекты
Pendulum, 1983

Фото: Peter Opsvik
При разработке обеденного стула Pendulum Питер Опсвик решил сконцентрироваться на эргономике и удобстве — качествах, которые в этой категории мебели часто упускались из виду. В отличие от обычных стульев, Pendulum позволяет постоянно менять положение тела благодаря изогнутой направляющей. В то же время тонкая спинка призывает пользователей раскрывать грудную клетку, отводя плечи назад.
Gravity, 1983

Фото: Peter Opsvik
«Это не стул, а образ жизни», — так дизайнер описал модель Gravity. При ее создании он стремился объединить в одной конструкции возможность занимать сидячее и лежачее положения, без необходимости менять предмет мебели. Благодаря четырем углам наклона, которые регулируются в зависимости от движения тела, кресло подходит как для сконцентрированной работы, так и для дневного сна. Кроме того, зазор между подголовником и наклоняемой спинкой обеспечивает свободу движений рук и плеч.
HÅG Capisco, 1984


Фото: Peter Opsvik
Отправной точкой при создании кресла HÅG Capisco послужила динамичная поза всадника. В основе концепции — грамотная поддержка тела и свобода движений для возможности легкой смены позы в любой момент. Еще одна особенность модели заключается в том, что она подходила для письменных столов практически любой высоты, в том числе для только появившихся на рынке регулируемых версий.
Garden, 1985


Фото: Peter Opsvik
Кресло Garden стало результатом начавшихся в 1980-х исследований дизайнером «правильных» поз сидя. Чтобы разрушить стереотипные представления о них, Опсвик разработал экспрессивные объекты, которые скорее транслировали определенное послание, нежели чем были функциональными и полезными. Хотя модель Garden, предназначенная в первую очередь для общественных пространств, отлично справлялась с первой задачей, она также предоставляла множество возможностей, чтобы занять удобное положение тела.
Thatsit, 1991

Фото: Peter Opsvik
Во время сотрудничества с норвежским брендом Varier основным исследовательским фокусом дизайнера стало сидение с опорой на колени. Помимо знаменитого кресла Variable, такому нестандартному положению тела способствует и модель Thatsit. У нее есть две опоры для голеней, что позволяет пользователю легко переключаться между различными положениями ног. При этом опора на колени естественным образом наклоняет кресло вперед, что улучшает положение позвоночника, а спинка обеспечивает дополнительный контроль.
Фото на обложке: Peter Opsvik.