Петр Кудрявцев: «Город состоит из миллиарда ежедневных мелочей, сценариев и людских привычек»
Команда бюро Citymakers под руководством урбаниста и социолога Петра Кудрявцева развивает городскую среду путем разработки «мест с историей». Главный фокус коллектива — это сами люди, для которых эти территории создаются. Редакция Design Mate поговорила с Петром о недавнем проекте бюро – пространстве «19:01 на Кристалле», – а также о важности таких pop-up проектов, работе с индустриальным наследием и новых сценариях взаимодействия человека с городом.
Этим летом команда бюро Citymakers запустила проект городского пространства «19:01 на Кристалле». Чем он принципиально отличается от других концепций преобразования территорий?
Все-таки «19:01 на Кристалле» — это пример временного пространства, их еще называют pop-up пространствами. Обычно проекты такого рода инициируют компании, чтобы погрузить потребителя в определенную атмосферу, познакомить со своим брендом. В нашем же случае таким брендом стал сам завод «Кристалл». По инициативе компании ASTERUS мы создали пространство «19:01 на Кристалле» во дворе бывшей промышленной территории, наполнили ее новой жизнью, интересными событиями, познакомили жителей города с локацией, о которой они могли ничего раньше не знать. С простых, на первый взгляд, но важных шагов мы начали путь к дальнейшим преобразованиям. Концепцию развития территории еще предстоит сформировать, и результаты проделанной за это лето работы станут ее фундаментом. Но уже сейчас по количеству посетителей мы видим, что пространство такого рода и с такой событийной программой очень востребовано как среди местных жителей, так и гостей района.
Пространство «19:01 на Кристалле». Фотографии предоставлены пресс-службой
Насколько важны такие решения в контексте городских пространств и почему вы не рассматривали «19:01 на Кристалле» как постоянную площадку?
В контексте города очень важно работать с «выпадающими пространствами», где вроде бы есть все, чтобы здесь происходила жизнь, но по каким-то причинам ее здесь нет. И здесь хороши как капитальные решения, так и временные. «19:01 на Кристалле» изначально задумывался как проект временный, сезонный. Поскольку пространство находится во дворе, под открытым небом, то и о более длительном периоде говорить можно только имея закрытую площадку. Но и шести недель достаточно, чтобы получить обратную связь от жителей района и города, понять, как это сработало и как может работать в дальнейшем.
В контексте городских пространств важно пробовать новое, не бояться экспериментировать на pop-up проектах.
В случае с «Кристаллом» вы работали с промышленным наследием. Кажется, что сейчас бывшие индустриальные комплексы переживают новый «бум» — взять тот же центр «Зотов» в Москве или городское пространство на месте Левашовского хлебозавода в Петербурге. Что важно учитывать при работе с индустриальным прошлым здания?
В Москве, как и во многих мегаполисах мира, осталось большое промышленное наследие, которое уже не используется по своему прямому назначению. При этом такие территории обладают прекрасными характеристиками, поэтому нужно их открывать, возвращать горожанам. Это сложная работа, ведь важно внимательно и с уважением относиться к контексту, легенде и истории места, даже в случае его полного переформатирования. В идеале — сохранять некоторые промышленные постройки, бережно их реконструировать. Но у этой работы, помимо архитектурной составляющей, есть еще и программная — не менее интересная и не менее сложная. Наполнение бывших промзон новыми функциями позволяет создавать места притяжения, которые впоследствии могут формировать общий облик, лицо города.
Пространство «19:01 на Кристалле». Фотографии предоставлены пресс-службой
Вы говорили, что комфортный и гармоничный город во многом становится таким благодаря подобным «местам силы». Как, на ваш взгляд, развивается тенденция создания локаций этого типа в Москве и других городах?
Мы в Citymakers убеждены, что третьи места создают город таким, каким мы его любим. Третье место — это не дом (первое место), и не работа (второе место). Третье место — это место для досуга и жизни, просвещения и культуры, спорта и детских активностей. В общем, всего того, что наполняет нашу жизнь эмоциями. В Москве за последние годы проведена масштабная работа в данном направлении — в парках организуются лекции и театральные представления, библиотеки функционируют как коворкинги, а в офисный центрах можно заниматься спортом. Несмотря на то что сделано многое, в будущем предстоит еще больше, чтобы охватить все аудитории горожан. Очень хорошо, что город понимает это и движется в этом направлении. В других городах происходят те же самые процессы, не всегда так стремительно и масштабно, но данную тенденцию уже можно назвать общероссийской.
Преображение улицы у спортивного комплекса «Лужники» — проект бюро Citymakers
Помимо разнообразных социокультурных пространств, что еще помогает создать качественную городскую среду, удобную и привлекательную для современных жителей?
Конечно же, базовые вещи — безопасность и транспортная доступность. Но это все неважно без людей. Работа с оглядкой на мнение и вовлеченность людей — один из важнейших постулатов нашей работы в Citymakers. Необходимо не только спрашивать у людей, что им нужно, но и вовлекать их в проектирование и будущее эксплуатирование любой территории.
Нужно работать с активными сообществами, а там, где их нет, помогать им возникнуть не только через инфраструктурные решения, но и через социокультурную программу.
Как за последнее время изменилось взаимодействие человека с городом? Какое развитие вы видите через несколько лет?
Новые знаковые для города территории способны быстро создавать устойчивые связи и формировать новые привычки у горожан. На примере Москвы можно заметить, как в разных районах появляются свои локальные центры. Это позволяет людям найти качественный отдых и досуг, не приезжая для этого в исторический центр города. Кроме того, важно, чтобы новые центры не просто разгружали исторический, а создавали функции, которых у города пока не было, и формировали новую идентичность столицы. Это все про полицентричное развитие города, создание множества субцентров с обилием функций. Именно так сейчас и развивается Москва, а также другие города-миллионники в России.
Создание легенды места для набережной в Набережных Челнах — проект бюро Citymakers
Вместе с командой Citymakers вы разрабатываете места «с историей». В чем состоит важность создания такого сторителлинга и определенной легенды территории?
Чаще всего история или легенда места уже есть, ее просто нужно отыскать среди большого количества информации. Отыскать и почувствовать, что это тот самый ориентир, самое важное в существующем контексте, с чем нужно продолжать работать.
Малейшая деталь из прошлого может стать основой для новой главы.
Когда все рассуждают о бенефитах проживания в том или ином районе, редко когда вспоминают про «причастность» , чаще — про различные инфраструктурные объекты. Именно причастность лучше других свойств рождает любовь к месту, а причастность не может возникнуть без четкой, проработанной и основанной на большой идее истории.
К участию во многих проектах, связанных с развитием городских территорий, сегодня часто привлекают самих жителей. В чем преимущества такого подхода?
Да, соучаствующее проектирование — хороший инструмент, но в умелых руках. Если удается, тогда жители и другие стейкхолдеры становятся соавторами, соратниками и партнерами, а проект от этого только выигрывает.
Вовлечение жителей в развитие территории парка 300-летия Омска. Фото: Citymakers
С какими вызовами сегодня сталкиваются специалисты по развитию городов?
Город — живой организм, постоянно меняющийся и динамичный. Но самое главное, что город состоит из миллиарда ежедневных мелочей, сценариев и людских привычек. При работе с городом надо находить их, изучать и заниматься их надстройкой. Тогда все изменения будут проходить гармонично.