Полина Аскери: «Мне нравится, что я могу соединять людей и искусство, быть важной частью этой истории»
В марте этого года галерее современного искусства ASKERI GALLERY исполнилось пять лет. Мы встретились с ее основательницей, коллекционером Полиной Аскери, и узнали, как изменилась галерея за это время, сложно ли искать молодых художников, почему Полина сама доставляла искусство во время пандемии, и есть ли потенциал у NFT-арта.
Расскажите, какая эволюция произошла в галерее с момента начальной идеи до сегодняшнего дня?
Изменилось очень многое! Первоначальный замысел абсолютно отличается от того, что получилось в итоге. Я хотела открыть представительство международного проекта LUMAS в России, но вскоре поняла, что мне не очень импонирует идея продавать тиражное искусство. В какой-то момент моя старшая сестра Ангелина, которая работает дизайнером интерьеров, попросила меня о помощи: подобрать для ее объекта идеальное произведение искусства. Однако галеристы, которых я ей порекомендовала, не смогли предложить ничего подходящего. И я поняла, что, скорее всего, все дизайнеры в России сталкиваются с подобными трудностями при поиске арт-объектов.
Так появился портал ArtOnline24.ru, заточенный на доступное, в том числе, интерьерное искусство. Многие тогда предупреждали, что арт-бизнес — это не мое, и я быстро сломаюсь и разочаруюсь, но я не испугалась трудностей: наоборот, они меня мотивировали. Я уверена, что мир искусства помогает человеку открыть в себе самые лучшие стороны. Люди думают об искусстве не в первую очередь, это последняя ступень в пирамиде потребностей.
Мир искусства дает душе свободу и способствует духовному росту человека, так было всегда.
За первый год работы в искусстве я поняла, почему многие люди меня отговаривали от погружения в этот мир. Но именно этот трудный период подарил мне осознание, что мне неинтересно быть просто посредником между художниками и покупателями. Тогда я решила сфокусироваться на другом подходе, который давал бы мне возможность активно работать и развиваться. Так родилась идея с продюсерским центром для художников.
В ASKERI GALLERY я действительно вижу, насколько велик пройденный нами путь. Я по-настоящему вижу результаты нашей работы. Например, для Даниэля Закх мы стали первой галереей, с которой он сотрудничал, а за время совместной работы его картины появились на самых знаковых выставках и стали частью частных и публичных коллекций по всему миру.
Мой первый проект «Art Online 24» и сейчас продолжает активную работу. Во время пандемии я выходила на работу каждый день. Поток запросов был настолько велик, что мы вместе с сотрудниками развозили клиентам произведения искусства. И мне понравился этот аспект работы, поскольку я могла лично увидеть, как люди, уставшие от заточения дома, стремятся вдохнуть в это пространство новый смысл и энергию свободы.
Через искусство мы немного соприкасаемся с чем-то более светлым и возвышенным, у нас появляется возможность свободнее дышать в этом мире, наполненном постоянными проблемами и трудностями.
Как происходит поиск молодых художников, где вы их находите?
Каждый художник, представленный в ASKERI GALLERY, пришел сюда своим путём. Например, Даниэль Закх писал нам письма в течение года. Глеба Скубачевского я знала задолго до открытия галереи, покупала его работы еще 8 лет назад у Айдан Салаховой — так же, как и работы Паши Полянского. С каждым художником выстраивается своя уникальная история взаимоотношений.
Насколько важна для галереи просветительская часть работы? С кем вы сотрудничаете, какие результаты это приносит?
Для меня очень важно, чтобы искусство находило своего зрителя. Поэтому, даже когда выставка заканчивается, я сразу планирую, кому из партнеров или музеев могу предложить те или иные работы. Я очень рада нашему сотрудничеству с сетью ресторанов «Кофемания», потому что это дает художнику возможность быть увиденным и услышанным, а это и есть моя основная задача. Кроме того, у нас почти каждый день проходят лекции, в том числе и мои. Обращаясь к личному опыту, я могу рассказать людям, что такое современное искусство, и пробудить в них искреннее желание глубже разобраться в этой сфере.
Для меня заработок денег — это вторичная задача. Да, это бизнес, и я хочу получать с него доход. Но мне также очень важно, чтобы люди в галерее чувствовали себя спокойно и знали, что здесь услышат их желания. Искусство — это не вещь первой необходимости, соответственно, покупка картин всегда несет в себе эмоциональную подоплеку.
В нашем прошлом интервью вы сказали, что у коллекционеров сейчас в основном есть запрос на зарубежное искусство, и они пока не готовы воспринимать русских художников. Изменилось ли что-то за эти три года?
Русские художники с каждым днем становятся популярнее. Последние три года я активно возила их работы на международные ярмарки — в Нью-Йорк и Майами, на Тайвань и в Шанхай. У зарубежных коллекционеров появился интерес к художникам из ASKERI GALLERY, и это подстегивает интерес любителей искусства в России, они начинают видеть в отечественных художниках объект для грамотного и выгодного инвестирования. Мне очень приятно осознавать, что коллекционеры, которые купили у меня работы наших художников в Шанхае или Нью-Йорке, живут по всему миру.
Вы участвовали в каких-то международных онлайн-ярмарках во время пандемии?
В прошлом году пандемия вмешалась в наши планы. И, тем не менее, мы успели поучаствовать в нескольких оффлайн-проектах и представить работы наших художников до начала локдауна. Дальше последовали четыре месяца активных онлайн-продаж. Потом мы участвовали в COSMOSCOW, которую открыли в сентябре после первой волны ограничений. Сейчас планируем принять участие в ярмарках и проектах уже в формате оффлайн. Есть и планы приобщиться к NFT-искусству.
Как вам кажется, у NFT получится создать собственные правила игры и перевернуть арт-рынок? Сейчас кажется, что там в основном представлены начинающие художники. Займут ли эту нишу уже известные имена?
Известные художники в NFT идут не очень активно, и, тем не менее, я верю в то, что за этой историей — будущее. Рано или поздно мы все придем к какому-то виду цифровизации, поэтому у такого искусства безусловно есть колоссальный потенциал. Однако не думаю, что этот формат как-то поменяет классический рынок современного искусства, я скорее вижу параллельное развитие. Но мне очень интересно вскочить в этот поезд, несущийся на бешеной скорости, и посмотреть, куда он меня приведет. Я постоянно жалею, что в реальном мире современного искусства нет такого комьюнити, как в NFT, где все художники поддерживают друг друга. Но я верю, что рано или поздно мы все объединимся, и NFT даст определенный толчок развитию современного арт-рынка.