Рейчел де Гурне: «Когда нас попросили сделать обои с покемонами, мы отказались»
Рейчел де Гурне – старшая дочь основателя марки обоев ручной работы de Gournay. Отец Рейчел Клод Сесил де Гурне создал свою компанию в середине 1980-х, когда не смог найти во всем Лондоне никого, кто бы восстановил или заменил старинные обои в его доме XVIII века в сердце Найтcбриджа. Сегодня в числе поклонников марки — Джонни Депп и Джон Гальяно, принц Уэльский и король Испании Хуан Карлос.
Дизайнер и приглашенный редактор Design Mate Ольга Эшби встретилась с Рейчел в Лондоне и расспросила ее о разнице во вкусах дизайнеров в мире, о работе с Келли Уэстлер и самых странных заказах.
Я знаю, что вы делаете обои на заказ. Кто обычно их заказывает? Дизайнеры?
Действительно, разработка паттерна на заказ это услуга, которой обычно пользуются дизайнеры частных интерьеров и общественных пространств, ресторанов, баров или отелей. У клиентов, как правило, сомнений больше: полностью менять дизайн полотна под свои нужды они боятся, но с удовольствием оптимизируют его более простыми способами, например, выбирая подходящий цвет. Им нравится использовать любимые оттенки, размещать особенно дорогой сердцу отрезок паттерна на видном месте – так они чувствуют, будто тоже сделали что исключительное, что-то свое.
Как происходит этот процесс? Дизайнер приходит и говорит: «Нарисуйте мне облака»...
Знаешь, да, иногда люди изъясняются довольно пространно. Обычно заказ вдохновлен какой-то картиной из жизни, например, да, облаками, увиденными из иллюминатора самолета. Это трехмерная история, которую нам нужно выразить в двухмерном формате. Чтобы придать изображению необходимый объем и глубину, мы использует разные техники, в том числе выбираем правильную структуру обоев. Прежде, чем представить заказчику готовый образец, мы показываем ему пробный, в черно-белом цвете. На нем хорошо виден сам паттерн, его масштаб и частота повторений – это хороший способ для дизайнера, понять, соответствует ли картинка его ожиданиям. Если предпочтений по цвету у заказчика несколько, мы сделаем несколько примеров и вместе выберем наиболее верный.
В каждой культуре есть свои представления о красоте. Замечали ли вы, что дизайнеры разных стран склонны заказывать разное? Например, дизайнеры из США хотят четкие выразительные линии, а дизайнеры из России – золото?
Да, например, на юге США очень любят декадентские мотивы, выразительные, яркие, пропитанные духом истории. Они не боятся сложного дизайна, и это очень созвучно с нашей собственной идеологией: мы любим делать пространство более энергичным. В Лос-Анджелесе, напротив, дизайнеры предпочитают мягкие и неброские, плавно перетекающие друг в друга оттенки. Исключение – Келли Уэстлер, которая предпочитает более яркие цвета. В Нью-Йорке и на восточном побережье дизайнерам симпатично ощущение пляжа: они выбирают мягкие тона и матовые поверхности. В Англии всем нравятся шелковые обои, и здесь у нас больше клиентских заказов, чем дизайнерских. В Европе людям нравится самим отвечать за свой интерьер, а потом с гордостью говорить, что я, мол, сам дизайнер, - даже если и вышло в итоге не очень. В России, мне кажется, люди сейчас предпочитают абстрактные узоры в золотой и бежевой гамме. А на Востоке дизайнеры предпочитают использовать традиционные мотивы, в том числе очень выразительные, например, узоры с павлинами. Им нравится все золотое, серебряное, блестящее.
Чью идею было особенно сложно воплотить?
Задумка Tooled Leather была очень сложной: клиент хотел воссоздать эффект обработанной кожи, а использовать настоящую кожу не мог, потому что это слишком дорого. Но ты ведь понимаешь, сколько стоят наши обои? Настоящая ирония. Сотни тысяч фунтов ушли на то, чтобы покрыть потолок обоями. Работа была сложная: чтобы создать фактуру, мы глазировали некоторые элементы полотна и активировали их с помощью нагрева – дизайн получился почти трехмерной глубины.
Кастомные обои Tooled Leather от de Gournay
Сколько времени нужно на то, чтобы сделать свой дизайн?
Это зависит как от самой идеи, так и от дизайнера-заказчика. Кто-то готов ждать максимально долго, пока мы сделаем для него «идеальный синий». А бывает, что недели уходят на то, чтобы угадать, чего же на самом деле хочет заказчик. Мы можем сделать десять и больше образцов, и на каждый нужно две-три недели. Потом согласование: кому-то на это хватает трех недель, у других уходит целый год.
Процесс работы над эскизом обоев de Gournay
Идею Келли Уэстлер воплощали долго? Ты, кстати, знаешь, что ее очень любят в России?
Серьезно? Не могу сказать, что она так очень популярна в Англии (среди дизайнеров да, среди заказчиков она не супер-известна), хотя в Америке она и Майлз Ред – самые «топовые» дизайнеры. Нам нравится работать с Келли, и, если честно, она – основная причина, почему мы взялись делать обои на заказ. Келли никогда не покупала готовое, она всегда делает все сама, никаких стандартов. Нарочито большой масштаб, яркие сочные цвета, выразительная геометрия – это ее стихия. Она как-то, только представь, украсила все стены в спальне широкими полосками – звучит безумно, но получилось очень красиво. На создание последней коллаборации ее вдохновила античная ваза, причем она решила сделать контраст поверхностей: матовый фон и глянцевый рисунок. Келли всегда точно знает, чего хочет, и мы делаем для нее эскизы один за другим, пока не добьемся идеального результата.
А что если кто-то попросит сделать копию принта из уже готовой коллекции? Возьметесь?
С этим, на самом деле, есть проблема. Иногда дизайнеры действительно приходят с просьбой повторить то, что мы уже делали для кого-то другого, но это, конечно, запрещено. Обычно вместо этого мы пытаемся придумать что-то настолько же классное в похожих цветах или с похожим мотивом, но с другой концепцией. Иногда мы разрабатываем дизайн вместе с дизайнером. Сейчас мы делаем проект для крупного Лондонского универмага. Он будет эксклюзивным и связан с тем, что они продают. У них очень узнаваемые предметы, способные привнести новое в интерьер. Они хотят быть и немного минималистичными, и современными – мы работаем над этим.
Вы же вообще довольно часто работаете с очень крупными корпоративными клиентами: Cartier, Tiffany & Co., Van Cliff…
Мы приложили руку к созданию магазинов Van Cliff по всему миру – они очень узнаваемые благодаря повторяющимся зеленым оттенкам в принтах. Для Tiffany & Co. мы сконцентрировались на деталях. Они хотели напомнить посетителям об истории бренда, и мы использовали цветок магнолии, неброское монохромное, но выразительное изображение. А для одного магазина сумок мы делали коробки, украшали их принтами – бабочками и цветущими ветвями, – которые обычно используют для оформления интерьеров, чтобы привлечь внимание посетителей.
Кастомные обои de Gournay для Келли Уэстлер
Я знаю, вы готовите совместную коллекцию с обувным брендом...
О, это очень волнительно! Мир моды сейчас настолько взаимосвязан с миром интерьерного дизайна – никогда раньше такого не было. Люди все больше думают о том, пространстве, в котором они находятся, и бренды активно задумываются об оформлении своих магазинов. Кроме того, дизайн вдохновляет моду, и наоборот: это могут быть и цвета, и узоры, детали. De Gournay ассоциируется с яркими цветами, цветочными паттернами, он очень женственный и очень близок модной индустрии. Jenny Packham попросила нас расписать вручную пару платьев в несколько декадентском стиле, у Кейт Миддлтон есть платье из этой коллекции.
Сейчас у нас выходит коллаборация с известным обувным брендом. Это итальянские дизайнеры, и стены их квартиры во Флоренции украшены обоями De Gournay. А теперь мы придумали для них паттерн, который они используют для новой коллекции обуви и в оформлении миланского шоу-рума. В коллекции будет пять различных моделей обуви: игривые, цветастые, забавные, менее классические – каждая женщина сможет выбрать что-то свое. Узоры были вдохновлены жителями амазонских джунглей – попугаями, туканами, обезьянами, змеями, – и все это великолепие будет представлено на ярко-розовом фоне с ярко-зелеными вкраплениями.
Как долго вы собираетесь работать с этим брендом? Ведь это такой сезонный продукт. Будет ли меняться оформление в шоуруме с наступлением нового сезона
Я надеюсь, нет! Конечно, мы будем счастливы создать для них новый принт, но мне хотелось бы, чтобы оформление жило чуть дольше, чем один сезон. Наши обои это произведение искусства, и это привлекает людей, особенно тех, кто влюблен в моду и в творчество. Среди наших поклонников и преданных клиентов много известных людей: дизайнеры, кинозвезды – они обожают De Gournay за то, как наши обои преображают их дома. Гвинет Пэлтроу говорит, это одна из десяти вещей, без которых она не может жить.
Сколько новых вариантов дизайна вы разрабатываете каждый год?
Мы делаем все, чтобы каждый год модельный ряд пополнялся, как минимум, десятью позициями. Люди всегда возвращаются за классическими коллекциями – в них всегда можно добавить что-то новое, кастомизировать в соответствии с предпочтениями клиентов. Есть бестселлеры, которые не стареют, например, коллекция в стиле шинуазри, корейско-японская серия и линия панорамных обоев – каждый год мы разрабатываем для них новые варианты дизайна. Иногда модели, спроектированные индивидуально под клиента, пополняют ту или иную коллекцию в качестве постоянной модели. Коллекция Amazonia – один из таких примеров. Очень красивая, интересная, полная различных орнаментов, она была принята людьми очень хорошо.
О, я вижу здесь тигра… (рассматривает образцы обоев)
Тигр – очень активная модель по цветовому и концептуальному решению, нужно быть готовым к такому дизайну. Яркие оттенки, голубой и зеленый – весьма странное, на первый взгляд, решение, неожиданное. Оно точно подходит не всем.
Я все думаю: как это сложно делать несколько полотен с одинаковым рисунком. Насколько такие обои популярны, пользуются ли они спросом?
Конечно, есть люди, которые не очень переживают по поводу обоев на стене, они использую примерно одно и тоже, и их это устраивает. Вместе с тем, у нас есть много клиентов, которые предпочитают декорировать интерьер первоклассными обоями ручной работы, например, чтобы задать небольшой акцент в комнате, выделить какую-то одну стену. Людям нравится использовать текстиль, например, органзу, потому что она очень легкая и приятная на ощупь.
Я обожаю ваши шерстяные ткани. У меня была клиентка, которая хотела создать у себя атмосферу горного шале, хотела, чтобы были горы и ощущение, будто находишься на горнолыжном курорте, и мы сделали ей такие горы.
Как здорово!
Да, представьте, она живет на 21-м этаже, в самом центре города, но чувствует себя так, будто находится среди заснеженных горных вершин…
Мне кажется, людям именно это в обоях и текстиле De Gournay и нравится: то, что в не слишком удачный день они могут прийти к себе домой и оказаться вдруг среди буйной природы или экзотического ландшафта. Это такой простой способ поднять себе настроение, почувствовать себя счастливее, живее. Тем более когда дело касается тусклого и вечно промозглого Лондона, который не очень-то балует солнцем.
Чем еще вдохновляются дизайнеры, для которых вы делаете обои на заказ?
Я думаю, у дизайнера, как правило, есть своя страсть, что-то, что его особенно вдохновляет. Это что-то свое для каждого: для кого-то это индийские, восточные мотивы, для другого – сложные арабские орнаменты, арабески, а кто-то, может, находит свое вдохновение в традиционных русских мотивах, например, в народной росписи, гжели, или традиционной одежде...
Хорошо, что еще может служить вдохновением? Может, как раз какие-то предметы одежды?
Как вариант. Мне, например, нравится страсть в одежде, энергетика наряда, краски Индии, Раджастхана, что-то эффектное, очень впечатляющее. Иногда дизайнеры пытаются выразить с помощью иллюстрации какие-то свои впечатления и личные переживания, а иногда используют уже существующий дизайн, но вписывают свои изображения с любимыми животными или игрушками в сложный орнамент. Например, одна клиентка из Германии заказала обои, где она из комнаты в комнату путешествует вокруг света с Коко Шанель и Филеасом Фоггом из «Вокруг света за восемьдесят дней» — вот они на воздушном шаре, вот на слонах в Индии, вот встречаются с дикарями Океании.
А вы когда-нибудь отвергали идею как чересчур безумную?
Да, нас как-то попросили нарисовать на обоях покемонов, мы отказались (смеются). Вообще, конечно, бывают очень странные запросы. Некоторые люди, например, в восторге от Кандинского, им нужно что-то абстрактное, яркое, такие пятна краски – у людей возникают очень разные, иногда странные идеи, которые они хотят воплотить, и работать над ними, на самом деле, бывает очень увлекательно.
Что ты думаешь об обоях будущего? Знаешь, сейчас есть такие, которые светятся или меняют цвет – очень технологичные, на грани дизайна и искусства. Пользователь может полностью адаптировать их под себя: менять картинку, цвет под настроение. Вы планируете внедрять такие технологии в свое производство?
Я думаю, развитие технологий в этой сфере действительно очень впечатляет и захватывает… На самом деле, я не слышала про применение LD-технологий в производстве обоев, но сейчас есть, например, такие панели вроде ширм, которые можно переставлять и даже перевозить с собой, если переезжаешь в новый дом, например. Это интересно, это способ изменить при желании цвет комнаты, подбирать его под настроение. А кто-то любит, чтобы на каждой стене были разные обои. Все люди разные, и здорово, что у нас появляется возможность подбирать и кастомизировать обои, а вместе с ними и пространство под себя. Это, правда, интересно, я думаю, такие вещи, даже если сегодня они кажутся слишком эксцентричными, будут популярны.