Q&A: Radical Passive
Radical Passive — это архитектурное бюро с офисами в Минске и Брюсселе, основанное Елизаветой Шиличевой, Галиной Михайловой и Натальей Заевой. Помимо создания городских пространств, зданий и интерьеров, команда также разрабатывает предметы мебели. Все проекты Radical Passive объединены общим принципом — радикальной направленностью на создание особенного опыта и чувств.
В каком стиле вы работаете?
Мы основали архитектурную группу Radical Passive в 2019 году и занимается созданием новой архитектуры городских пространств, зданий, интерьеров и его элементов, а также разрабатываем проекты реставрации и реконструкции. Мы утверждаем архитектуру, свободную говорить на своем языке и без лишних значений.
Когда вы решили, что будете заниматься дизайном и архитектурой?
Наташа: В профессии архитектора мне нравится процесс, то есть сама работа, а не какая-то высшая итоговая цель. Думаю, выбор этого дела был логическим продолжением моего обучения в школе с архитектурно-художественным уклоном, где занятия рисунком и живописью были частью моего расписания наравне с математикой и физкультурой.
Галя: Осознанное решение, как ни странно, пришло уже после окончания университета. Все годы учебы я не совсем понимала, чем занимаюсь, что значит быть архитектором. Только после окончания университета и начала практики пришло понимание профессии. И только после начала работы в своем бюро пришла настоящая любовь к тому, чем занимаешься.
Лиза: Я выросла в маленьком модернистском городе из панельных домов, никогда не думала об архитектуре. Просто хотелось снимать кино, а архитектура оказалась рядом с ним.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Наташа: Меня учили быть архитектором в Бельгии, Нидерландах и Чехии, а в Беларуси я училась быть им сама. Архитектурное образование в Беларуси во многом было построено на личной инициативе, провоцируя развитие своего острого мнения. Это помогло мне в магистратуре и помогает сейчас в нашем бюро: не терять уверенности и не бояться думать, как хочется.
Галя: Я училась на архитектурном факультете, поэтому каждую задачу, будь то архитектура, дизайн интерьера или предметный дизайн, рассматриваю как процесс формирования системы отношений между элементами, как бы вычурно это ни звучало. Для меня каждый проект — это система отношений процессов, форм, цветов, фактур, звуков и многих других составляющих, формирующих жизнь человека и его ощущения от пространства вокруг.
Лиза: Люблю смотреть на архитектуру через призму городской среды и ее дружелюбности. Когда училась в Стокгольме, влюбилась в отношение к общественным пространствам у скандинавов. Стараюсь с таким же вниманием относиться к пользователям, включать социальный и экологический аспект в решение архитектурных задач.
Где вы работаете над своими проектами?
В Минске мы работаем в небольшом уютном офисе с высокими потолками, запасами кофе и грильяжа, с видом на самые красивые улицы города. А в Брюсселе есть офис с винтажной модернистской мебелью и домашней атмосферой.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Нам очень понравилось работать с типологией кофеен и мест общественного питания. Хотим скорее реализовать место, в которые бы хотелось самим каждый день заходить за кофе и круассаном. Из реализованных проектов — реконструкция фасадов фурнитурного завода. Несмотря на непростой и долгий процесс реализации, было приятно увидеть воплощение наших архитектурных решений в среде любимого города.
Какая у вас цель в творчестве?
Нам хотелось бы делать архитектуру для людей, создающую определенный опыт пребывания в пространстве. Например, новая пара кресел Camille и Auguste предлагает разные позы и варианты взаимодействия с объектами, не только сидение. А жилое пространство «Меланхолия» — это про возможность остаться наедине с пространством, избавиться от лишних цветов, значений, брендов.
Какие у вас хобби и увлечения, и как это влияет на вашу художественную практику?
Наташа: Я стараюсь много гулять, смотреть на окружение и окружающих в движении. Гуляя, становится очевидным, что повседневность прекрасна, а любоваться и вдохновляться можно простыми вещами.
Галя: Сейчас, когда наше бюро начинает обретать свой голос в архитектурной среде, хочется максимальное количество своего времени посвящать его развитию: работать над созданием проектов и анализировать влияние реализованных решений на жизнь людей, для которых эти решения были разработаны. Но иногда бывает нужно все-таки отвлечься и почитать Достоевского.
Лиза: В изоляции и невозможности много путешествовать вдохновляют обыденные и тривиальные вещи, пейзажи. Учусь в привычном видеть красоту. Хотя верю, что архитектору постоянно нужно питаться чем-то новым.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
Наташа: Альбом работ Дэвида Хокни L’arrivée du printemps, Normandie, 2020 и книга Оливии Лэнг Funny Weather: Art in an Emergency.
Галя: «Бесы» Достоевского.
Лиза: «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии», «Культура маркетинга или маркетинг культуры» и «Лето целого века».
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и можете порекомендовать.
Наташа: «Асса» режиссера Сергея Соловьева.
Галя: «20 дней без войны» и «Проверка на дорогах» Алексея Германа — невероятная красота композиции в кадре и графически точное отображение эмоций.
Лиза: Могу посоветовать фильмы братьев Дарденн. Из любимых — «Розетта». Нравится кино, где герои и их жизнь не придуманы, чтобы понравиться зрителям. А вообще, мое сердце принадлежит Балабанову. Недавно посмотрела его дебютный фильм «Счастливые дни» — кино, вдохновленное работами Сэмюэла Беккета. Хотелось бы быть таким архитектором, каким режиссером был он.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
Наташа: От людей.
Галя: В интернете.
Лиза: Из запрещенных Telegram-каналов.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Наташа: Лучше отказаться от стеклопакета и использовать стекло. А чтобы при этом сохранять тепло в доме, можно сделать периметральный коридор с остеклением внутренних и наружных стен. А вообще, в Беларуси каждый день происходят человеческие подвиги, которые поражают и придают надежду и сил.
Галя: Уважения достойна даже неудачная попытка.
Лиза: Оказалось, что люди в Беларуси и правда невероятные.