Сабина Чагина: «Искусство в городской среде формирует идентичность места»
Междисциплинарная творческая платформа «Сабстанция» объединяет людей в поле современной культуры и реализует проекты в сфере уличного искусства, паблик-арта и других направлений. В конце прошлого года команда открыла галерею в жилом комплексе «Пресня Сити», что по соседству с Центром «Зотов»: здесь будут проходить экспозиции художников платформы и выставляться работы новых авторов. В интервью Design Mate основательница «Сабстанции» Сабина Чагина рассказала о миссии своего проекта, ярких резидентах и нарастающем интересе девелоперов к интеграции искусства в архитектуру.
Как вы формулируете миссию платформы «Сабстанция»?
Миссия заключается в том, чтобы объединять людей в поле современной культуры. То есть мы выступаем «переводчиками» с языка художников на язык бизнеса, и наоборот. Мы объединяем людей, которые, как правило, в обычной жизни бы просто не встретились. За 15 лет деятельности в области культуры я четко осознала, что моя главная роль — это как раз быть медиатором и соединять самых разных людей между собой. Например, недавно мы расписывали своды на Ярославском вокзале. Корпорация РЖД — это своего рода государство в государстве, и в то же время у нее есть запрос на создание художественного произведения. Художник просто не может самостоятельно вести коммуникацию с такой огромной компанией, поэтому мы берем эту задачу на себя. Как итог — на одном из главных вокзалов страны появляется масштабная роспись. В рамках этого проекта мы также реализовали одну из своих ключевых целей — наполнение пространства искусством. Мы считаем, что именно искусство и его созидательная энергия способны трансформировать существующую среду: направлять людей на ее осознание, побуждать остановиться и задуматься о каких-то важных смыслах.
Роспись Дмитрия Аске на Ярославском вокзале. Фото: Василий Кудрявцев
Один из главных фокусов вашей команды — реализация проектов в сфере уличного искусства и паблик-арта. Как они обогащают городскую среду и влияют на ее восприятие человеком?
Уличное искусство сильно обогащает среду вокруг, и это связано в первую очередь с тем, что архитектура долгое время была достаточно скудной и типовой, решающей в основном утилитарные задачи. Как раз благодаря или вопреки этому на улицах городов стало появляться искусство, становясь символом места. Ведь запрос на современный мурализм в 2010-е годы возник не потому, что все так хотели видеть искусство в городе, а потому, что в Москве запретили наружную рекламу. Вдруг появилось огромное количество непримечательных и непривлекательных серо-коричневых «брандмауэров», которые нужно было как-то разнообразить. Сейчас уже можно постепенно наблюдать обратный процесс: архитектура вновь становится интересной. Взять хотя бы открывшийся недавно кампус Бауманки — это, на мой взгляд, иллюстрация возрождения архитектуры в России. Кроме этого, одним из важных инструментов развития городской среды является благоустройство. Оно хоть и решает эстетические задачи, но не закрывает запрос на идентичность места, хотя и тут есть исключения (Парк «Зарядье» в Москве или Хай-Лайн в Нью-Йорке). Но, как правило, в своей массе благоустройство одной набережной мало чем отличается от благоустроенной любой другой набережной в России. А если вы увидите фотографию Болотной набережной, то узнаете ее во многом за счет скульптуры «Большая глина № 4». В этом и заключается роль искусства в городской среде.
Роспись Миши Most в Выксе. Фото: ALEXEY NARODIZKIY
Недавно у платформы появилось физическое пространство в жилом комплексе «Пресня Сити». Почему вы выбрали такую необычную локацию?
Это произошло случайно и очень спонтанно: год назад мы искали хранилище для моей коллекции искусства. Я подумала, что можно арендовать пространство в новостройке: там есть грузовые лифты, что немаловажно. Но когда я увидела это пространство на 42 этаже с видом на Москва-Сити, то поняла, что в нем нужно делать не только склад, но и галерею. Все к этому шло, потому что мы постоянно участвуем в ярмарках, у нас неплохой спрос на то искусство, которое мы предлагаем. И, конечно, классно иметь физическое пространство, куда можно пригласить коллекционеров.
Галерея «Сабстанция»
Мы вторая галерея в мире, которая расположена на такой высоте. Конечно, привычный вариант — это первый этаж, пространство с большими окнами. Но сейчас становится понятно, что только доходами от продажи искусства покрыть аренду такого пространства в Москве практически невозможно. К тому же мне важно контролировать поток людей, потому что я не могу заниматься только галереей, и расположение на высотном этаже как раз позволяет это делать.
Мне кажется, что Москва становится многоэтажной, и это только начало «нового путеводителя» по этажам.
Как вы выбираете резидентов галереи и художников для сотрудничества?
Долгие годы у меня был упор на уличных художников, и многие из них по-прежнему с нами. На ярмарках мы в основном выставляемся с тиражным искусством, но кроме этого мы еще работаем как издательство. Например, в этом году мы выпустили принт вместе с художником Aris из Берлина. Сейчас мы готовим новый релиз с Аристархом Чернышевым.Поиск художников тоже происходит спонтанно: с одной стороны, есть мой кураторский взгляд, но это всегда живой процесс. Поскольку последние годы я активно интересуюсь медиаискусством и коллекционирую его, то этот медиум тоже сейчас находится в фокусе моего внимания в рамках платформы. Еще мы много сотрудничаем с керамистами.В этом году нас будет выставка художницы из Казахстана и резидентки Центра художественного производства «Своды» — Ольги Кротовой. Мы тесно работаем с Владимиром Абихом — в прошлом году сделали с Володей и Артемом Стефановым совместную работу в Выксе. Также планируется экспозиция Максима Гаммы: он, с одной стороны, уличный художник, а с другой, работает с темой апсайклинга, превращая кроссовки в новые объекты и скульптуры.
Работы, созданные в рамках Russian Design District
Видите ли вы повышенный интерес среди девелоперов к проектам в сфере искусства? С чем он может быть связан?
Я наблюдаю это уже последние восемь лет. В рамках биеннале АРТМОССФЕРА мы сотрудничали с ЖК «ЗИЛАРТ». Уже тогда стало понятно, что девелоперы — это наш основной клиент. За это время мы также реализовали большой проект для «Новых Ватутинок», Russian Design District, Группы Родина. Эта тенденция только усиливается, и, на мой взгляд, это тоже связано с меняющимся подходом к архитектуре.
Для своей первой выставки в стенах галереи вы объединились со студией реставрации мебели RESTART. Расскажите об этом сотрудничестве.
Это наша продолжительная коллаборация: мебель будет меняться от экспозиции к экспозиции, трансформироваться и оставаться в пространстве и на других выставках. Для нас это, с одной стороны, решение функциональных задач, потому что мебель — это неотъемлемая часть любого пространства. Хочется, чтобы это был живой процесс. Также у нас в планах совместные серии мебели, созданные в сотрудничестве с художниками. Например, Алексей Лука много работает с темой фурнитуры, используя в своих скульптурах разные элементы мебели.
Скульптура «Ангел», Евгений Желваков. Проект для компании Stone
Какие следующие проекты вы готовите в рамках платформы и галереи?
Из ближайших планов — продолжение нашей резиденции медиахудожников, которую мы делали в петербургском Лахта-центре. Мы хотим показать созданные в рамках нее работы уже в Белграде в феврале. Также мы планируем реализовать большой проект, связанный с городским пространством в Москве. Продолжается работа в рамках конкурса на создание арт-объекта для офисного квартала, который мы проводили с девелопером Stone. Думаю, что скульптура «Ангел» Жени Желвакова будет установлена в феврале-марте этого года на территории квартала STONE Towers.
Все фотографии предоставлены платформой «Сабстанция».