Виктория Мизиано: «Организуя выставку, куратор создает свое произведение искусства»
3 марта в арт-пространстве Cube.Moscow открылась групповая выставка «Что-то поменялось» – кураторский дебют Виктории Мизиано. Мы поговорили о концепции выставки, роли женщины в современном мире и искусстве, изменениях, происходящих не только в социуме, но и в самих женщинах.
Виктория, поздравляем вас с кураторским дебютом! Расскажите, как и почему пришла идея выставки «Что-то поменялось», как вы выбирали для нее художниц?
Благодарю! Изначальная идея сделать групповую выставку, в которой бы участвовали только женщины, принадлежит совладелице галереи Window Project Тамуне Аршба. Эта галерея основана в Тбилиси, поэтому так активно развито сотрудничество с самыми известными актуальными художницами Грузии.
Я пришла в проект на стадии, когда short-list его участниц уже был почти сформирован. Мне нужно было финально утвердить список художниц, откорректировать концепцию, написать текст выставки и биографии всех ее участниц, отобрать собственно сами работы, которые в конечном итоге, встретившись в одном выставочном пространстве, выстроили бы друг с другом органичный диалог.
Согласны ли вы с утверждением Макса Фрая о том, что «кураторская деятельность – это такая принципиально иная форма авторства в искусстве»?
Пожалуй, да, соглашусь. Организуя выставку, куратор создает свое произведение искусства, состоящее из включенных в него художественных работ и их отношений друг с другом. То целое, которое рождается в итоге, должно оказаться больше простой суммы частей. Если куратор все сделал правильно, срабатывает тот самый синергетический эффект.
Выставки основателя профессии – независимого куратора Харальда Зеемана во многом и были произведениями искусства. Он отчасти экспроприировал функции художников, что порой даже провоцировало конфронтацию с ними. Для Зеемана выставочная деятельность была именно авторской практикой.
Как говорит главный куратор музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева, кураторство – это особый тип сенсорики. Это особый тип чувствования искусства, его комбинирования и представления публике. Мне очень близко мнение Иноземцевой и о том, что куратор — это всегда командный игрок, он не может существовать в одиночестве.
Проект разворачивается вокруг тем женственности, весны и обновления (традиционные ассоциации с женщинами) и одновременно метаморфоз, преодоления и силы. Считаете ли вы, что такой подход разрушает стереотипы и в каком-то смысле революционен? (Все знают, что женщины сильные, но вслух и открыто мало кто об этом хочет говорить и слышать)
С моей подачи мы изменили первоначальное рабочее название выставки, которое звучало как “Fragile?” («Хрупкие») на «Что-то поменялось». Для меня это было принципиально, потому что я считаю, что женская сила – это безусловное понятие. Такое мнение поддержали все художницы, принявшие участие в выставке. Идея как раз и состоит в том, что перемены уже произошли. Их можно принять, можно не замечать, а можно пытаться с ними спорить. Но что-то поменялось – и это факт.
Название выставки «Что-то поменялось» настраивает на серьезный «разговор» о переменах, о новом месте женщины в современном мире. Какие ключевые мысли вы хотели бы транслировать зрителям этой выставкой?
Я хотела показать не только новое место женщин в современном мире, но и сделать акцент на переменах, происходящих в них самих.
Речь о том, что каждая женщина сегодня может разрешить себе быть такой, какой ей хочется.
Эту перемену замечают все люди передовых взглядов. Например, звездный итальянский фотограф Паоло Роверси, автор календаря Pirelli 2020, говорит, что такой свободы раньше не было, но теперь все изменилось и можно быть кем угодно.
Катя Любавская после рождения ребенка прервала карьеру архитектора и стала создавать художественные объекты, как она сама выражается, «комнатного масштаба». Это наилучшим образом отвечает ее женской идентичности в настоящий момент, и она достигает успеха на выбранном пути..
Натела Григалашвили, первая в Грузии женщина-фоторепортер, показывает женщин, живущих традиционным укладом. Ее работы о жителях отдаленных сельских общин, расположенных в горной местности страны. И перемены, которые приходят в эти места, не всегда однозначны. Условия жизни улучшаются, но разрушается веками сложившийся идеальный уклад. Вопрос, который ставит Григалашвили, заставил меня задуматься о том, что не все так просто, и не всегда приход современности и прогресса равен стопроцентным улучшениям во всех жизненных сферах.
В одной из представленных на выставке работ Русудан Хизанишвили также поднят вопрос о необходимости и качестве перемен. Ее работа “The Nameless Movement” показывает женское тело, которое преображается в античную идеальную скульптуру. Художница задает вопрос, всегда ли прекрасный телесно герой прекрасен духовно, как считали старые мастера. Для меня это вопрос о погоне современных женщин за внешним совершенством и о том, что они могут потерять на этом пути.
Работа о жертве и вознаграждении за нее есть и у Элене Метревели. Ее также можно увидеть на выставке «Что-то поменялось». Элене изображает свою героиню, тем самым исследуя ее. Воплощая на холсте жест, позу, положение тела, она словно сама становится этим телом, превращается на время в свою героиню. Характер самой Элене не допускает покорности, но художница не осуждает присутствия этого качества в женщинах, а наоборот, вдохновляется им и хочет понять его природу.
Художницы, представленные на выставке, работают в разных техниках и раскрывают разные темы внутри одной – феминные мифологические и архетипические образы, внутреннее состояние, женскую идентичность и фотодокументалистику. Произошел ли, по вашему мнению, какой-то взаимообмен между художницами, смогли ли они «обогатить» свой взгляд на ключевую тему творчества? «Задело» ли их творчество друг друга?
Работы на выставке, безусловно, вошли в резонанс. У нас получилось предложить публике несколько интересных рифм. Например, в работе Русудан Хизанишвили “The Rising Star into the Mountains” присутствует звезда. Этот символ часто встречается в творчестве Русудан и может быть прочитан как путеводная Вифлеемская звезда, а может – как Венера, названная так в честь древнеримской богини любви и красоты. Венеру еще поэтически называли Авророй (от латинского “aura” – предрассветный ветерок). Это было связано с тем, что именно появление Венеры на небе предвещало собой утро. Работа Кати Любавской под названием «Спящая красавица Роза-Аврора» фактически о том же самом. О прекрасной девушке, пробуждение которой вот-вот наступит.
На мой взгляд, такие рифмы в творчестве художниц обнаружились из-за сходства их авторских интересов, в центре которых тема феминного, которую они изучают. Что касается вопроса, состоялся ли взаимообмен и обогащение творчества каждой из них за счет художественного мира остальных, думаю, время покажет. Очень возможно, что в новых работах участниц нашей выставки будут заметны плоды их встречи в рамках одного проекта.
Можете ли вы проследить, как за последнее время (5-10 лет) изменилась роль женщины-художницы на современной российской арт-сцене? Что-то поменялось в зрительском восприятии?
Роль женщины-художника в России уже в ХХ веке была очень высока: вспомните хотя бы выдающуюся плеяду авангардисток, даже получивших ставший путешествующим исторический лейбл «амазонки русского авангарда».
Сейчас в отечественном искусстве число женщин-художниц возрастает стремительно. На всех последних Венецианских биеннале нашу страну представляют именно они — Таус Махачева, Ирина Корина, Ольга Чернышева и Глюкля.
Удалось ли вам «считать» эмоции/впечатления первых зрителей «Что-то поменялось», какова обратная связь?
Выставка «Что-то поменялось» хоть и небольшая, но относится к проектам, для полного понимания которых лучше взять экскурсию. На открытии я постаралась провести ее для максимального количества людей. И видела, как меняется их отношение к некоторым работам и их авторам, насколько более осмысленным для них становится увиденное. Хотя, как мне кажется, визуально наша выставка тоже получилась вполне складной. Но без понимания идеи зритель лишит себя значительной части удовольствия. Для тех, кто собирается посмотреть «Что-то поменялось» сейчас, доступны брошюры с моим кураторским текстом и короткими биографиями каждой художницы. А теперь у зрителей будет еще и это интервью. Надеюсь, они найдут в нем много интересного для себя!