Вирпи Суутари: «Маленький человечек всегда был в центре архитектурного мышления Аалто»
Финский режиссер Вирпи Суутари представляет документальный фильм об Алваре Аалто, который по-новому рассказывает о личности архитектора, а его профессиональная деятельность раскрывается через призму личного. В фильме большая роль отдана женам Аалто, и это вполне закономерно – «никто не гений в одиночку». Мы поговорили с Суутари о смелости новой интерпретации, взаимосвязи личного и профессионального и переосмыслении наследия великого архитектора.
Вирпи Суутари, поздравляем с такой замечательной работой! Вы срежиссировали документальный фильм об Алваре Аалто, представляющий новый взгляд на его жизнь и наследие с особым акцентом на его личную жизнь. Почему вы решили показать это таким образом? Почему личность и интимная сторона жизни важны для понимания его работы? Какую ценность это добавляет?
С самого начала я знала, что не хочу проводить только сухое академическое исследование архитектуры Аалто, мне было интереснее объединить и переплести личное, даже интимное, и профессиональное. Как сказал мне один из исследователей: «архитектура была для Аалто жизнью, и это не только о том, что они проектировали, но и о том, как они жили».
Я хотела создать многослойный фильм с элементами, которые также бы отражали открытое, игривое и современное отношение Аалто к жизни и человеческому опыту. Естественно, я также стремилась отразить свои собственные ощущения и воспоминания об архитектуре Аалто в моем родном городе Рованиеми – в библиотеке Аалто. В фильме эти чувства отражены в Выборгской библиотеке – одном из новаторских шедевров Аалто, созданном в 1930-х годах.
Библиотека в Выборге, ©Euphoria Film
Одна из ключевых характеристик личности Алвара – это огромная жизненная сила, которая пронизывает его архитектурные творения. Он очень нуждался в публике, он был актером на сцене, который хотел очаровывать, тогда как Айно Аалто была более интеллектуальным и интровертным наблюдателем.
Алвар Аалто был одним из героев моего детства, и я думаю, в этом фильме я хотела исследовать, кем был этот противоречивый человек, и кем были его супруги, Айно и Элисса.
Для создания этого более интимного уровня фильма мне было важно получить разрешение использовать любовные письма, которые Айно и Алвар писали друг другу, а также семейные 8-мм кинопленки и фотоальбомы. Конечно, можно спросить, правильно ли использовать такие интимные письма в фильме. Однако важно, что я получила разрешение от семьи и, по моему мнению, эти письма шире отражают исторический период после Первой мировой войны и гражданской войны в Финляндии, и они показывают нам, как Аалто хотели быть современными людьми в каждый аспект своей жизни, включающий желание исследовать более открытую сексуальность.
Алвар и Айно Аалто, фото из семейного архива Аалто
Один из акцентов в фильме сделан на роли его женщин, Айно и Элиссы, не только в жизни, но и в творческом процессе. Конечно, в то время существовали сильные предубеждения в отношении женщин в архитектуре, поэтому мы не знаем Айно Аалто так же хорошо, как Алвара. Показав их участие в его работе, что вы хотели передать: Айно и Элисса помогли ему реализовать его идеи; или он помогал им профессионально реализовать себя?
В процессе исследования я быстро поняла, что никто не гений в одиночку. Первая жена архитектора Аалто Айно была современной женщиной, которая вместе с Алваром начала исследовать модернизм и по-своему его интерпретировала. В профессиональном плане у них были очень равноправные отношения, но на протяжении десятилетий публика забыла о важной роли Айно. Может быть, потому что у нас была тенденция искать одиноких героев-мужчин.
Айно и Алвар работали очень симбиотически. Как молодые архитекторы, они вместе создали основу, словарь и язык форм. Они часто подписывали чертежи вместе, и, как показали исследования, мы не всегда можем знать, что кто делал в процессе. Но известно, что в больших проектах интерьером часто занималась Айно.
Айно Аалто очаровала меня, потому что она была действительно современным человеком в то время, когда женщин-архитекторов было очень мало. Она была мамой, архитектором, дизайнером и генеральным директором мебельной компании Artek.
Айно Аалто с детьми. Фото из семейного архива Аалто
После смерти Айно Аалто (1949 г) Алвар снова женился на другом архитекторе, Элиссе, в 1952 году. Элисса была намного моложе, а Алвар уже был всемирно известным архитектором, поэтому отправная точка для нее была совсем иной, чем для Айно.Удивительно, как Элисса согласилась, например, изменить свое имя с обычного имени «Эльза» на более необычное имя для жены маэстро «Элисса». Алвар также хотел, чтобы она носила только черно-белые платья, а волосы должны были быть убраны определенным образом. Это немного напомнило мне фильм Хичкока «Головокружение».
Алвар и Элисса Аалто, фото из семейного архива Аалто
Элисса, безусловно, была очень адаптивной даже в последние годы, когда она, должно быть, страдала от проблем Алвара с алкоголем. В конце концов, ее роль стала значимой в офисе Аалто – она была связующим звеном между другими архитекторами и маэстро и заботилась о многих проектах после смерти Алвара в 1976 году.
Алвар Аалто у Финского павильона в Венеции, фото из семейного архива Аалто
Отношения Алвара с женами были разными, можно ли сказать, что они как-то по-разному влияли на то, что и как он делал? По-видимому, мы можем сказать это об Айно, но как насчет Элиссы, чего-то не хватало в работе Алваро, когда Айно не стало?
Айно Аалто повлияла на его социальное мышление: в 1920-х и 1930-х годах она быстро адаптировала идеи социального равенства и необходимости делать жизнь лучше и красивее для всех. Это мышление исходило из идеологии Грегора Полсона «Vackrare vardagsvara» и Баухауса. Кроме того, у Айно были безупречный вкус и талант в выборе материалов.
Айно и Алвар Аалто в Нью-Йорке,1939. Фото из семейного архива Аалто
Алвар был опустошен после смерти Айно, но несколько лет спустя он встретил Элиссу, и, что удивительно, тогда у него был один из самых значительных периодов, так называемый период красного кирпича, в 1950-х годах. Получается, мы можем сказать, что его использование материалов изменилось, но в то же время это было основано и на более ранних работах, таких как MIT Baker House в Кембридже (1949).
По моему личному (любительскому) мнению, чего-то, возможно, не хватает в зданиях, построенных после смерти Айно. Вы можете увидеть это в деталях.
MIT Baker House, ©Euphoria Film
Просмотр документального фильма помогает понять, насколько эмпатичным, страстным и эмоциональным был Алвар. И это показывает, чем движимы были его архитектура и дизайн. Это правильное послевкусие? Вы планировали это показать?
Задача создания фильма об архитектуре – заставить фильм дышать и жить. Как снять то, что нужно пережить всеми чувствами, а не только увидеть глазами? И, как мы знаем, этот чувственный и гуманистический аспект чрезвычайно важен в работе Аалто. Таким образом, возникла большая проблема: как передать эмоциональную атмосферу, осязательность и материальность мест.
При структурировании этого фильма необходимо было очень тесно сотрудничать с редактором, звукорежиссером и композитором, чтобы сделать фильм органичным и убрать пыль с исторических материалов. Мы очень осторожно должны были провести исследование, после чего позволили себе немного поиграть с материалами, как это бы сделал Алвар Аалто. Так что в нашем рабочем процессе был даже элемент авангардной игривости: foley-художник, например, играл с луком в вазе Аалто и записывал отражения этого звука, складывал вместе разные древесные материалы и куски мрамора и вновь записывал – эти материалы добавили к основному звуку, которые органично переплетаются.
Музыка замечательного композитора Санны Салменкаллио сыграла решающую роль в создании настроения фильма. Мы хотели, чтобы музыка была вневременной и не была слишком привязана к историческим периодам. В студии у нас было несколько отличных джазовых музыкантов, которые также много импровизировали с отредактированным материалом. Плюс, мы нашли отличные архивные кадры, например, из фильма pathé, и они многое добавили к эмоциональной основе фильма.
Villa Mairea, ©Euphoria Film
После того, как вы закончили этот фильм и сформировали новую призму (назовем ее так), изменилось ли ваше восприятие работ Алвара Аалто? Чувствовали ли вы что-то другое, когда входили в здания, которое он построил, или смотрели на них?
Прежде всего, это был сумасшедший проект, потому что почти каждый финн имеет свое мнение об Алваре Аалто, его архитектуре и дизайне. Почти в каждом финском доме есть предмет Аалто, будь то стул или ваза. Аалто любят и ненавидят.
Учитывая это, я бы не смогла снять этот фильм, когда была моложе, потому что нужно быть достаточно смелой и независимой, чтобы дать свое собственное толкование иконы и не слушать слишком много советов о том, как это должно быть сделано.
Я знала, что факты должны быть абсолютно верными, но даже после того, как убедилась, что мое исследование проведено хорошо, я должна была быть уверена, что фильм будет особенным и личным – он должен выглядеть и ощущаться как мой фильм.
Этот процесс для меня был чрезвычайно познавательным. Когда сейчас я вхожу в здание Аалто, я смотрю на него по-другому, понимаю его детали, временной период и контекст. Это практически то же самое, когда вы идете в лес: если вы ничего не знаете о деревьях или растениях, вы, конечно, можете наслаждаться ощущением леса, но когда вы знаете о растительности и птицах, можете их идентифицировать, вы получаете от этого больше.
La Maison Loius Carré, ©Euphoria Film
Как бы вы хотели, чтобы люди переосмыслили наследие Алвара Аалто? Какой момент/аспект был упущен, по вашему мнению, раньше?
Аалто был мастером правильного человеческого масштаба. Он знал, как сделать маленькое пространство монументальным и возвышающимся, и наоборот, как сделать монументальное здание теплым и уютным. Маленький человечек всегда был в центре его архитектурного мышления. Его рационализм заключался в понимании психологии человека, местности, движения воды и материалов. Иногда в современной архитектуре мы видим глупые скульптуры, которым мы «поклоняемся», но они не чувственные и не гостеприимные. Мы видим сложность ради сложности. Аалто же умел включать сложность в простые решения.
Säynätsalo town hall, ©Euphoria Film
Премьера документального фильма Вирпи Суутари об архитекторе Алваре Аалто состоится 11 июня в рамках фестиваля Beat Film Festival.