Сяоцзюнь Бу: «Стремление к изучению культуры гораздо важнее развитых навыков проектирования и строительства»
Каждый проект китайского архитектора и сооснователя бюро Atelier Alter Architects Сяоцзюня Бу (Xiaojun Bu) начинается с полномасштабного культурного исследования. Несмотря на приверженность локальному контексту и бережную работу с архитектурным наследием родной страны, команда студии не забывает об инновационной составляющей зданий и важности критического подхода. В интервью редакции Design Mate Бу рассказал о разнице между западной и восточной архитектурой, необходимости разнообразить современные города, а также о «человечных» зданиях.
Вы говорили, что выросли в семье ремесленников и с детства хотели связать свою жизнь с творчеством. Оправдались ли ваши ожидания от профессии?
Мой дед был плотником, и мой отец передал мне по наследству множество инструментов и навыков. Тем не менее в детстве я увлекался космосом и физикой, а также графическим дизайном. Мысли об архитектурном образовании не появлялись, пока я не сдал вступительные экзамены в колледж. Довольно высокий балл позволил мне выбрать лучшую школу в Китае. Я изучал архитектуру в течение девяти лет, а потом четыре года работал в нью-йоркском офисе студии SOM. Вдохновившись архитектурным бумом в родной стране, я решил открыть собственное бюро.
Думаю, профессия архитектора максимально соответствует моему характеру. Мне нравится «мечтательная» составляющая этого дела, а также возможность служить обществу при помощи своей работы.
Вы называете свою практику междисциплинарной. В чем это выражается?
Безусловно, архитектурный дизайн существует на стыке с инженерией, строительством и многими другими специализациями. Мы, архитекторы, часто сотрудничаем с исследователями материалов, изобретателями, режиссерами, художниками. Все это помогает интегрировать их видение в архитектуру, чтобы создавать качественно новые здания и городские пространства.
На каких принципах строится работа вашего бюро?
Первый — инновации важнее совершенства; второй — критичность важнее эстетики, и третий — стремление к изучению культуры гораздо важнее развитых навыков проектирования и строительства.
WuliEpoch Culture Center
Вы работаете над проектами не только в Китае, но и в других странах. Замечаете ли вы различия в западном и восточном архитектурном подходе?
Произошедший в Китае за последние два десятилетия архитектурный бум способствовал увеличению свободы местных специалистов в реализации идей. В этом процессе и обнаружилась разница между Востоком и Западом. Думаю, что самое большое различие по-прежнему связано с культурой.Несмотря на то что западная архитектура становится все более фрагментированной, она по-прежнему обладает абсолютным преимуществом по части своей инновационности. Обучаясь за границей и возвращаясь в родные страны, архитекторы из Азии тоже привносят новые подходы в локальную практику. Кроме того, сейчас большое количество профессионалов из Китая занимает сцену, ранее принадлежавшую западным специалистам.
The Stone Natural History Museum
Китай, по сути, — одна из немногих древних цивилизаций, сохранившихся до наших дней, поэтому жители страны бережно относятся к своей культуре.
Многие ведущие архитектурные бюро активно стремятся работать в Китае. Что, на ваш взгляд, привлекает их в вашей стране, какие возможности здесь открываются?
Архитектурный рынок Китая очень открыт. Более того, начиная с 2000 года именно иностранцы спроектировали здесь многие здания национального уровня. Их успех стимулировал еще больше амбициозных зарубежных архитекторов приезжать сюда.
Я был одним из множества молодых архитекторов, которые решили получить образование за границей и затем вернуться в Китай. Думаю, что теперь ведущие западные специалисты имеют возможность конкурировать с китайскими архитекторами на одной сцене, что остается важной частью архитектурного обмена.
Yingliang Stone Archive
Актуальная сейчас проблема в мире, и в особенности в густонаселенных странах, таких как Китай, — это стремительная урбанизация. Какие задачи сегодня стоят перед архитекторами в контексте перенаселения городов?
На мой взгляд, урбанизация — это скорее положительное явление. Несмотря на перегруженность городов, повышается уровень образования, налаживаются более тесные связи.
Этот процесс отражается на нашей работе, привнося новые тенденции и темы для размышлений. Например, архитекторам сегодня в первую очередь необходимо добиться разнообразия городов. Важно учитывать потребности различных культур и сообществ, чтобы создавать уникальные архитектурные проекты.
В своих проектах вы тоже стараетесь сохранить и отразить культурный контекст страны? Если да, то с помощью каких приемов?
Мы стараемся сохранить культурный контекст на всех уровнях проекта. В нашем исследовании эта часть работы считается важным этапом «интенсивности», и мы относимся к ней как к «культурному артефакту». В начале проекта мы стремимся определить, что является самым сильным в этой паутине культурных переплетений: иногда это география, геология, столкновение религий или обычаи местного сообщества. Именно этот элемент будет доминировать в концепции.
Qujing History Museum
Вы много работаете с общественными пространствами — спортивными, культурными и музейными. Каким должно быть современное общественное пространство, в котором люди будут чувствовать себя комфортно?
Современные общественные здания в Китае часто нуждаются в пространственной форме. Они должны быть более мощными и сюрреалистичными, чтобы сподвигнуть людей оторваться от мобильных телефонов. Кроме того, перед архитекторами стоит важная задача сочетания переходных отношений между макроповествованием и микромасштабом. Это означает, что специалисты должны иметь практический опыт в создании городского повествования – вплоть до дизайна интерьера – и владеть собственным языком дизайна.
Должна ли архитектура сегодня быть более «человечной»? Как бы вы описали такой подход?
Человечность архитектуры — это всегда правильный выбор, но, к сожалению, он не всегда применим к проектам, которые выполняют гораздо более сложные социальные функции. А вот в области городского дизайна метод проектирования, ориентированный на новую социальную активность людей, становится все более популярным.
В нашей практике мы уделяем меньше внимания физическому комфорту людей или визуальному удовольствию и больше — инновационным решениям. Например, пытаемся понять, как можно расширить закрытый спортивный зал на весь кампус с помощью большой консольной крыши.
Фото: © Highlite Images
В одном из интервью вы рассказали, что для вас важно не повторять то, что уже создано и реализовано архитекторами до вас. Реально ли в XXI веке изобрести что-то принципиально новое?
Честно говоря, даже многие учителя считают это нереалистичным, но мы так не думаем. Мы считаем, что даже если наше творение основано на архитектурном образовании и наблюдении за окружающим миром, инновации играют немаловажную роль.
MORPHED FLOOR
Мы всегда стремимся к оригинальным идеям и архитектурному синтаксису в определенной области. Иногда большие здания, а иногда и компактная мебель могут быть совершенно новым творением. Важным этапом этого поиска становятся междисциплинарные исследования, а также долгосрочная, последовательная работа.
Как бы вы описали «архитектуру будущего»? Какие ключевые тенденции сейчас превалируют в архитектурной сфере?
На мой взгляд, архитектура будущего по-прежнему определяется как архитектура с «пионерским» духом. Очень странно, что таких зданий становится все меньше и меньше. На мой взгляд, развитие и тенденции современной архитектуры по-прежнему тесно связаны с экономикой, и ее спад неизбежно приведет к уходу от эстетики в пользу функционализма.
Поделитесь вашими текущими проектами и ближайшими планами.
Сейчас мы работаем над несколькими проектами в Китае: строим большой культурный центр площадью 90 000 квадратных метров в Ухане, а также несколько музеев. У нас также есть четыре проекта в Германии и один в Москве. Кроме того, мы продолжаем активно участвовать в архитектурных конкурсах.
Благодарим за помощь в проведении интервью коммуникационное агентство Plan The Best и Практикум «Дома А-класса», который в рамках выставки «АРХ-Москва» организовал приезд и выступление Сяоцзюня Бу.
Все фото: Atelier Alter Architects.