От Великобритании до Японии: как дизайн для детей развивался в разных странах
В начале 1900-х годов дети, как правило, спали в одной комнате с родителями или на общей кровати со своими братьями и сестрами. В этих комнатах не было предметов интерьера или других вещей, характерных для детей. Экономический бум, случившийся после Второй мировой войны, дал возможность многим семьям переехать в большие дома с комнатами для каждого ребенка. Началась новая эра детства – у молодого поколения появилось свое пространство. Люди были увлечены созданием новых технологий, и некоторые программы чаще всего разрабатывались специально для детей – представителей нового целевого рынка.
Великобритания
Слева – обои для девочек, справа – для мальчиков
С возникновением понятия «пространство для детей» появилась детская мебель всех видов и детские обои, получившие популярность в конце XIX века. В оформлении использовались необычные орнаменты, изображения привычных в игре предметов, диковинных птиц и зверей, а также иллюстрации из книг – чувствительного к окружающей среде ребенка такие обои радовали и вдохновляли. Некоторые сюжеты, к примеру, картины из произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», не только рассказывали детям истории, но и служили примером для подражания. Считалось, что мальчикам нужно давать пространство, чтобы они могли играть без ограничений, а девочки должны содержать свои комнаты в чистоте. Поэтому иллюстрации Кейт Гринуэй подходили для юных леди как нельзя лучше: аккуратные, чистые маленькие девочки, которые собирают цветы и играют с детьми, отчетливо воплощают женственные добродетели, ожидаемые от девушки. Мальчики же могли осознавать смысл своей будущей роли в мире, проведя юношеские годы в окружении обоев, иллюстрирующих приключения Робинзона Крузо.
Венгрия
Совместные пространства для детей и взрослых
В конце XIX века также появилось движение Arts & Crafts. Оно было организовано эстетами, которые направили свои творческие силы против индустриализации, стремясь к сближению искусства и ремесла. Участники стали известны не только благодаря продвижению национального сознания через создание декоративно-прикладных изделий, но и посредством фокусировки на дизайне для детей. Концепция колонии выражалась в формулировке «гезамкунстверк» – это универсальный результат работы нескольких людей, синтетический сплав стилей и видов искусства. Архитектор Эдэ Тороцкай-Виганд, художники Сандор Наги и Маришка Унди придумали пространство для открытого взаимодействия между взрослыми и детьми, в котором ребенок смог бы дать свободу спонтанности, занимаясь ручным трудом.
Италия
Легкая детская мебель Джакомо Балла
Футурист Джакомо Балла интересовался не только созданием картин, но и разработкой мебели, ламп и одежды. В конце 1910-х годов Балла придумал комнату для своей дочери Элики, имя которой с итальянского переводится как «пропеллер». Использование светлых тонов и легких форм стало реализацией идеи о том, что личность ребенка быстрее развивается через игру и самостоятельность. Так, маленькие стулья и другие крошечные элементы комнаты были достаточно легкими и удобными для перемещения их самим ребенком: фундаментальный принцип методики раннего развития врача Марии Монтессори. Низкая кровать без бортиков была необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Также на уровне глаз малыша начали устанавливать зеркало – чтобы он мог видеть себя и наблюдать за своими движениями.
Франция
Модернистская детская мебель из металлических трубок
В конце 1920-х годов представительницы среднего класса, которые являлись еще и матерями, были подвержены информационному отрезвляющему потоку о правильном воспитании детей. Исходил он от дизайнеров, медицинских экспертов, психологов и преподавателей – все говорили о важности соблюдения гигиены и доступе свежего воздуха в комнаты. Ле Корбюзье писал: «Научите своих детей тому, что дом является лишь тогда жилым, когда он полон света и воздуха, когда пол и стены чисты. Чтобы сохранить ваш пол в порядке, избавьтесь от тяжелой мебели и толстых ковров». Научный подход к модернизму, развивавшемуся в домах, обращает внимание на новые тенденции в биологической психологии, которые предполагают, что поведение детей может быть сформировано и контролируется внешним раздражителем. Таким образом, модернизм в детской мебели пришелся весьма кстати: легковесность форм и материалов пришлась по душе как родителям, так и самим детям.
Япония
Многофункциональная комната в японском доме
Не во всех странах у ребенка есть своя комната и отдельное спальное место. Так, в Японии совместный сон родителей и детей до сих пор практикуется. Пары обычно спят рядом, но на отдельных матрасах, футонах – ребенок делит его с матерью. Чаще всего детям не выделяют собственную комнату до тех пор, пока они не пойдут в начальную школу. Дело в том, что традиционный японский дом имеет много комнат, но за каждой из них не закреплено определенной функции и роли. Любая из них может использоваться как гостиная, столовая, кабинет или спальня. Это становится возможным, поскольку вся мебель является портативной, хранящихся в специальных больших шкафах.