Пища для ума
Дизайн-критик Ольга Косырева первой в России обратила внимание на фуд-дизайн, пообщалась с западными фуд-дизайнерами и посвятила новому направлению цикл авторских лекций, в которых рассказала о не длинной пока истории движения, его лучших представителях и ярких примерах. Мы делимся базовыми представлениями о предмете, а в дальнейшем планируем эту тему продолжать и развивать.
Фуд-дизайн появился совсем недавно. Его пионером называют испанца Марти Гише, ставшего известным в 1997 году. Он предлагал выдавливать на печенье схему, как и во сколько приемов его откусывать. И делал торт из цветных сегментов разного размера, где каждый цвет указывал долю ингредиента в составе.
Впрочем, неверно говорить, что фуд-дизайн – это только дизайн еды: он охватывает и продукты, и посуду, и даже сам процесс поглощения пищи. Скажем так: фуд-дизайн придает еде новый смысл. Его основа – не красота (за этим к фуд-стилистам), а функциональность.
Самое известное пояснение дала фотограф Инга Кнольке: «Фуд-дизайнер — это человек, который работает с едой, но безо всякой мысли о готовке». А Мари Вогельзанг, один из ведущих дизайнеров этого направления, пошла еще дальше: она просит называть себя eating-designer – дизайнером еды как процесса. Лучшие примеры фуд-дизайна, по ее мнению, уже выполнены – самой природой: это она создала эргономичные стручки гороха и фасоли, яйца или морковь.
Вогельзанг известна поклонникам фуд-дизайна как автор проекта Faked Meat – «Фальшивое мясо». Иронизируя над попытками производителей вегетарианской продукции превратить ее в «колбасу» или «шницели», Мари придумала кускам соевого мяса названия и даже истории происхождения. Так она дала вегетарианцам право на собственную еду, а не на бессмысленную подделку. Например, выдуманный ею понти живет в пустых вулканах, питается пеплом и роет норы в застывшей лаве твердым хвостом, потому у этого животного чуть подкопченый вкус. Когда понти станет закуской, его удобно подхватывать за этот хвост, как креветку – пальцы остаются чистыми. А хербаст, квадратный зверь, отращивает на теле травы, чтобы скрываться от хищников. В результате его мясо естественным образом подмариновано, а природная квадратная форма делает хербаста хитом любого кейтеринга.
Парижские графические дизайнеры Томас Вейл и Квентин Вайсбух нашли способ соединить фуд-дизайн и собственную специальность. Сначала они перепридумали бургер. Бургер-мороженое, бургер-часы, бургер-праздничный торт, суши, тыква на Хэллоуин, детская лошадка и бог знает что еще – полную и постоянно пополняемую коллекцию можно увидеть в инстаграме их проекта Fat & Furious Burger. А приобрести ее кусочек – на сайте. Нет, ребята не доставляют бургеры по всему миру – они продают их изображения на постерах, футболках и сумках. Бургеры как предмет культа – чем не новая идея для фуд-дизайна?
Развиваясь, фуд-дизайн перестал решать лишь вопрос функциональности и развлечения. На повестке дня появились и социальные проблемы. Так, канадский исследователь Диана Леклер Биссон, озаботившись проблемой загрязнения окружающей среды пластиком, представила коллекцию съедобной посуды. Чашки, гнезда и коробочки выполнены из сушеных томатов и, даже если не будут съедены, обратятся в прах гораздо быстрее керамических аналогов.
С появлением 3D-принтеров фуд-дизайн вышел на новый виток. C одной стороны,появились уникальные блюда-обманки, например, пирожные в виде гладких кусков мрамора, для изготовления которых рисунок печатают на кусочках кондитерской помадки разной формы. С другой стороны, формируется реальная перспектива печатать еду дляповседневных нужд. Так, Тим Нотерманс предложил использовать 3D-принтер на бортусамолета: меню станет разнообразнее, чем вечная «курица или рыба», а может быть, ивкуснее.
Но это в будущем. А уже сейчас можно без труда найти выдающиеся предметы фуд-дизайнана собственной кухне. Мы собрали для вас пять – функциональных, красивых и оченьпривычных.