Современные методы сохранения графического наследия
Недавно Орнамика анонсировала сотрудничество с Дербентским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником в Дагестане. Команда проекта делится своим опытом и видением современных методов сохранения культурного графического наследия на примере работы с коврами Дагестана.
Сегодня в мире очень активно развивается группа научных дисциплин под названием Цифровая гуманитаристика (Digital Humanities). Их суть в использовании цифровых технологий и технологий работы с данными для более качественной работы, в частности, в сфере культуры и искусства. Принципы и методы цифровой гуманитаристики мы стараемся применять и в Орнамике.
Качественная цифровая фотография с акцентом на демонстрацию графики
Кажется, что хорошее фото – норма, однако это не всегда так. Музеи могут не располагать фотографиями, которые подходят именно для детального изучения графики. В этом случае мы самостоятельно проводим фотосессию. Фото должны быть сделаны при хорошем освещении, в высоком разрешении и показывать объект «плоско», то есть выложенным на ровной поверхности, без деформаций.
Ковер безворсовый, Сумах. Фотография (фрагмент), выполненная командой Орнамика
Детальное «ручное» тегирование и описание объекта
Эта наиболее трудоемкая и времязатратная работа принципиальна с точки зрения цифровой гуманитаристики. Без тегов и описания вы ограничиваете возможности анализа базы и лишаете объект права быть легко находимым в безграничном объеме информации. Сегодня каждый объект в нашей базе описан более чем по 50 признакам.
Разбор графики по элементам и композиции и создание описаний и тегов к ним
Для конвертации культорологической базы в графическую необходимы атрибуты, описывающие не только объекты целиком, но и их отдельные элементы. Для этого мы просили сотрудников Дербентского музея дать нам как можно больше информации по элементам графики и их значению.
Цифровая реконструкция орнаментальной графики
Предыдущие три вида работ касались качественной репрезентации объекта в современной информационной среде и его описания в удобном для анализа виде. Следующий шаг – реконструкция – обеспечивает возможность использования графики объекта в современном мире. Мы переносим орнамент оригинала в вектор и создаем файл, удобный для практического использования в дизайне и образовании.
Ковер безворсовый, Сумах. Пример реконструкции орнамента дагестанского ковра начала XX века
Сегодня реконструкции используются все чаще: восстанавливаются древние документы и предметы искусства, создаются 3D-модели утраченной архитектуры и пр. При этом важно помнить, что цифровая реконструкция никогда не может быть полностью идентичной оригиналу – это не реставрация реального объекта. В случае с орнаментальной графикой, например, сглаживаются некоторые неровности, присущие объекту ручного труда, часто уходит ощущение текстуры. Однако остается основное и самое ценное – четко переданные графические мотивы, элементы, принципы построения композиции. В сочетании с качественной фотографией оригинала это идеальный «готовый набор» для разработки новых решений, основанных на реконструированной графике.
Помимо общей реконструкции, мы сохраняем отдельно каждый элемент или «узел» орнамента. Это позволяет создавать библиотеку не только общих композиций, но и «модулей» для построения новых орнаментов.
Пример декомпозиции орнамента дагестанского ковра XIX века
Для распространения и практического использования реконструкций важна их доступность, в том числе финансовая. Сегодня мир искусства становится все более «щедрым» – появилась лицензия Creative Commons, по которой многие мировые музеи без ограничений передают права на использование своих изображений любым желающим. Орнамика в свою очередь запустила бесплатную рассылку векторных изображений дизайнерам, подписаться на нее можно здесь.
Распознавание изображений, их анализ машинным методом
В 2019 году на Christies Art & Tech Summit были показаны отличные примеры использования нейронных сетей для анализа изображений. С помощью этой технологии можно распознавать авторство картин и формировать гипотезы о взаимовлиянии известных художников на творчество друг друга.
В Орнамике мы вместе с аналитиками начали разработку программного решения для распознавания видов симметрии в объекте. Подобной программы в мире пока не существует, но она была бы очень полезна для сопоставления объектов и быстрого поиска примеров нужной симметрии. В большом узоре могут комбинироваться все основные виды и подвиды симметрии, и из-за многообразия комбинаций правильно и грамотно распознать их очень сложно.