Советский дизайн, опередивший время
Проблема внедрения в производство для советских дизайнеров была самой «больной». Иногда на это уходили годы (и тогда проект устаревал еще до выпуска), иногда он видоизменялся до неузнаваемости. Пожалуй, самые футуристические разработки рождались в стенах Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). ВНИИТЭ иногда сравнивают с ВХУТЕМАСом и ВХУТЕИНом: многие их разработки не были воплощены в жизнь из-за неготовности промышленности освоить их производство и так и остались в виде эскизов, чертежей и моделей – «бумажный» дизайн, по аналогии с «бумажной архитектурой». Но на этих нереализованных проектах советских дизайнеров особенно хорошо видно, насколько велик был разрыв между творческой мыслью отечественных художников-конструкторов и неповоротливым плановым производством.
Перспективное такси
Художники-конструкторы: Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другиеВсесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), 1964
В 1962 году сотрудникам Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) было поручено разработать специальный автомобиль для таксомоторной службы. Это должен был быть маленький автобус – надежный, компактный, маневренный, вместительный, с ровным полом кузова, внутренним багажником, раздвижными дверями и отдельной кабиной водителя. В «перспективном такси» должно было быть комфортно и пассажиру, и водителю.
Место для багажа предполагалось внутри пассажирского салона, отделенного от водителя перегородкой. Дверь салона должна была быть раздвижной и иметь электрический привод, который позволял водителю открывать и закрывать ее. Это было удобно и безопасно для пассажира: он не мог открыть ее во время движения; при посадке, особенно с багажом или детской коляской, ему не нужно было открывать дверь самому. Водитель не должен был каждый раз выходить из машины для помощи пассажирам с багажом, теперь они справлялись сами. Для этого, в том числе, в автомобиле был понижен уровень пола. Перегородка между кабиной водителя и пространством для пассажиров защищала его не только от возможного нападения, но и от инфекций и простуд из-за постоянно открывающейся двери в холодное время года. Раздвижная, а не распашная дверь, позволяла использовать меньшее пространство для парковки автомобиля.
Всего было изготовлено два опытных образца «Перспективного такси», один из которых в течение месяца работал на московских улицах. По своему решению этот проект был удачнее предложенного десятилетие спустя знаменитым итальянским дизайнером Джорджетто Джуджаро. Но в массовое производство автомобиль выпущен не был. Тем не менее, он вполне может считаться «предшественником» запущенных в массовое производство почти 20 лет спустя минивэнов – одних их самых популярных типов автомобилей Европы и Америки.
«СФИНКС» (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС)
Дизайнеры: Дмитрий Азрикан (руководитель проекта), Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова, Алексей Колотушкин, Мария Колотушкина и другиеВсесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), 1986
Домашний телерадиокомплекс «СФИНКС» – один из самых известных проектов ВНИИТЭ. Это система для получения информации от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры и управления ими, в том числе в дистанционном режиме. В комплект СФИНКС входили средства аудио-визуального оповещения (колонки, наушники, дисплеи) и обратной связи (различных размеров пульты), а также накопления и анализа информации (диски, процессор с тремя блоками памяти).
Проект был ориентирован на разработки того, что сейчас мы называем «умным домом» или «умной средой», проходившие в то время стадию экспериментальных лабораторных исследований. Дизайнерское предложение создавало удобный и функциональный интерфейс будущей в единой системы. Вот как это описывалась в журнале «Техническая эстетика» в 1987 году: «СФИНКС — радиоэлектронное оснащение жилища будущего. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче различных видов информации осуществляется центральным квартирным процессором с универсальным запоминающим устройством. Новейшие исследования дают основания надеяться на появление такого универсального носителя уже в ближайшее время».
Члены семьи должны быть «обеспечены информацией и коммуникацией» с домом всегда и везде, например, в автомобиле. Поэтому приборы системы разделялись на три группы: те, которые предполагалось носить на теле – аналог современных «умных» браслетов и часов; находящиеся непосредственно в жилом пространстве; смонтированные в транспорте. Информацию предполагалось передавать радиосигналом, кабельным каналам (в том числе световолоконными) и по телефонным сетям.
В той же статье «Техническая эстетики» описывались многочисленные потенциальные возможности различных элементов «СФИНКСА», например, солнечные очки, по команде пользователя превращающиеся в дисплей, индицирующий информацию, интересующую пользователя. Что касается визуального решения, несложно заметить сходство с будущей продукцией компании Apple. В перспективе подобными электронными комплексами планировалось оснастить жилые дома к 2000 году. К сожалению, проект не пошел дальше создания прототипа.
Проект «ВТОМАР» (Вторичные материальные ресурсы)
Руководитель проекта: Андрей МещаниновЛенинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), 1979–1985
В конце 1970-х годов в Советском Союзе впервые всерьез обеспокоились проблемой загрязнения окружающей среды. Основная причина заключалась в том, что значительный объем бытовых отходов направлялся на полигоны захоронения. В 1979 году началась работа над программой «Вторичные материальные ресурсы» («ВТОМАР»), которая должна была усовершенствовать систему по сбору и утилизации вторичных ресурсов. Дизайнеры спроектировали средства сбора и транспортировки вторичного сырья, разработали дизайн униформы для персонала. Система была основана на так называемом «бесстимульном методе» – когда сбор поощряется не материально, а социально, то есть вырабатывается культурный стереотип поведения. Именно поэтому так важна была информационно-пропагандистская кампания. Для нее были разработаны система цветографики, дизайн тематических выставок, рекламно-информационных материалов. К сожалению, программа не была реализована. Сейчас, спустя почти 30 лет, о проблеме раздельного сбора мусора говорят все чаще. Возможно, ответственным за этот процесс стоит обратиться к архивам советских проектных организаций.
Разработка поезда для московского метро
Дизайнеры: Лев Кузьмичев, Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева и другиеВсесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), 1987
В 1987 году Министерство автомобильной промышленности СССР объявило первый всесоюзный дизайнерский конкурс – на разработку проекта нового поезда Московского метрополитена. Участникам предлагалось найти обобщенное функциональное решение кабины и вагона, максимально повысить комфортность салона при заданной вместимости. Одним из финалистов конкурса стал проект «Серебряная нить», над которым работали художники-конструкторы ВНИИТЭ Лев Кузьмичев, Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева и другие. Вместо одного универсального типа вагона была предложена система из четырех модификаций, специализированных под разные линии и разные режимы эксплуатации – «кольцо», «радиус», «хорда» и «пик». Сборка всех типов вагонов должна была осуществляться из унифицированных секций с единой универсальной кабиной. Разница заключалась в количестве дверей, наличии места для багажа, расположении сидячих мест. В дополнение к конкурсному заданию дизайнеры спроектировали эргономичное рабочее место машиниста, решили проблему безопасной эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях.
Прицеп на колесах к легковому автомобилю «Рапан»
Дизайнеры: Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Марина Михеева, Игорь Лысенко и другиеВсесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), 1988
Жилые автоприцепы, их еще называли «караваны», были очень популярны за рубежом. В Советском Союзе это была первая такая разработка была сделана только в 1988 году. Заказчиком проекта выступило одно из подразделений конструкторского бюро Туполева: возможно, этим объясняется «космический» внешний вид жилого фургона. «Рапан» предназначался для транспортировки легковыми автомобилями всех марок со скоростью до 80 км/ч. На шести квадратных метрах при длине салона 3,1 м дизайнеры создали комплексную, вариативную жилую среду: двуспальное место для взрослых, трансформируемое в обеденную зону, двухэтажная кровать для детей, превращавшаяся в игровую площадку, полноценный кухонный блок с рабочей поверхностью, газовой плитой, малогабаритным холодильником, мойкой и сушкой, шкаф для одежды, биотуалет и душевая. Предусматривалась возможность добавления модульной секции для удлинения кузова и дополнение встроенным стационарным сантехническим блоком. Проект был передан заказчику и одобрен, но не был реализован.
Переносной и бортовой магнитофон «Сайгак»
Дизайнеры: Алексей Колотушкин, Дмитрий Азрикан, Мария КолотушкинаВсесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), 1987
Во второй половине 1980-х годов появилась тенденция к уменьшению размеров электронной техники, начали появляться портативные кассетные плееры. Перед дизайнерами стояла задача создать магнитофон для водителей и туристов, поэтому он должен был быть прочным и небольшого размера – помещаться в рюкзак или крепиться на руль велосипеда. Наушники были складными, имели специальное крепление, напоминающее прищепку, а в кофре устройства для них отводилось специальное отделение. Магнитофон выглядит основательным, надежным и напоминает военную технику связи благодаря сочетанию нескольких разных оттенков зеленого цвета. Проект не был реализован и остался на стадии прототипа.